Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как отличить фарфор от фаянса. Фаянс и фарфор отличия. Чем фарфор отличается от фаянса? Что ценнее фарфор или фаянс

Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора? Этот вопрос на фоне распространенности фаянса достаточно часто возникает у непрофессионалов. Ведь действительно разобраться в посуде сложно, а верить продавцам «на слово» бывает опасно. Учитывая этот факт, стоит заметить, что большинство современной посуды - это и есть фаянс.

Изделия из фаянса существовали еще во времена Древнего Египта и Месопотамии. Такая посуда немного отличалась от привычной, а причиной всему был состав. Компоненты, которые в древности использовали для изготовления посуды, были весьма примитивными, да и сам процесс был далёк от совершенства.

Фаянсовый сервиз «Земляника»

Спустя несколько веков, в Италии появилась посуда, которая по своей сути и была фаянсом. Изделия из керамики получили характерное название в аналогии с городом, в черте которого и было открыто производство.

Многие годы ученые из Англии и Франции пытались разгадать загадку китайского фарфора. Они смешивали между собой различные ингредиенты, желая добиться прозрачности и легкости. Но труды лучших умов Европы ознаменовались тем, что в попытке угнаться за китайским чудом (а именно так и называли фарфор), мастера довели до совершенства производство фаянса.

В те времена фаянс называли мягким фарфором, стараясь всячески подчеркнуть сходство посуды с китайскими сервизами.

Фаянсовые изделия в России появились намного позже - примерно в XVIII веке. Долгое время Российская империя закупала фаянс в лучших мастерских Англии и Франции. Позже на территории нашей страны появилась мастерская Гребенщикова. Фаянсовая посуда работы лучших мастеров отличалась высоким качеством. Она имела определенное сходство с фарфором по причине того, что проходила обжиг при высоких температурах.

Но все же это был фаянс, а не фарфор. На стенки посуды наносились причудливые узоры и характерный орнамент. Большой популярностью пользовались и статуэтки из фаянса.

В мастерской Гребенщикова рисунок наносили на поверхность предмета, который еще не прошел обжиг. Такая посуда считалась фаянсом высокого качества и мало чем отличалась от фарфора. Стенки посуды были достаточно тонкими и равномерными, но при этом свет они все равно не пропускали. Причиной всему пористая структура материала - из-за нее фаянс не пропускает свет и впитывает влагу.

Фаянсовые изделия пережили многое, но в силу доступности и легкости производства такая посуда не была признана большевиками, пережитком буржуазии, в отличие от фарфоровых изделий. В то время как изделия из фарфора уничтожались коммунистами, производство фаянса было поставлено на поток.

Семикаракорский фаянс

А есть ли разница?

Что такое фаянс и фарфор и в чем их различия можно понять, изучив механизм производства посуды.

Различия:

  • керамика - это посуда из глины, которая не подверглась термическому обжигу;
  • фаянсовая посуда - это изделия, которые подвергались обжигу один раз и температура при этом была не столь высока, как при обжиге фарфора;
  • фарфор - изготавливают из белой глины, посуда проходит два этапа термической обработке при высоких температурах.

1) Как правило, керамику не покрывают эмалью, на ее поверхности могут находиться узоры, но нередко они наносятся на глазурь. Керамика имеет характерный цвет.

2) Фаянсовые изделия подвергают термической обработке один раз. На поверхность наносят глазурь или эмаль плотным слоем. Стенки таких чашек и кружек толстые, при постукивании по ним можно услышать глухой, низкий звук, что считается отличительной чертой фаянса.

Такие материал имеет пористую структуру, в результате чего его характеристики значительно уступают характеристикам фарфора.

Характеристики фаянса:

  1. Способен впитывать воду.
  2. С годами поверхность изделий покрывается мелкими трещинками.
  3. Плохо переносит высокие температуры.
  4. Стенки толстые и покрыты глазурью в несколько слоев.
  5. Подвергается обжигу один раз.
  6. Не пропускает свет.

Наличие пор в структуре приводит к тому, что со временем изделие способно покрыться сеткой мелкой травин (паутинкой).

Поскольку стенки посуды толстые, их покрывают несколькими слоями глазури. Это делают для того, чтобы скрыть неровности.

Посуду подвергают обжигу один раз. Фаянс ставят в печь, глазурь наносят уже позже, в результате чего на донышке глазурь присутствует. Но даже если предприимчивые продавцы прошлись по ободу наждачкой, то можно заметить пористую структуру материала, из которого изготовлена посуда.

Одной из главных и основных особенностей фаянса считается то, что он не пропускает свет, в отличие от фарфора. Проверить это легко, стоит поднести кружку или чашку к солнцу.

Учитывая все минусы и плюсы, стоит отметить, что посуду из фаянса используют в кафе и ресторанах быстрого питания. А более дорогая посуда из фарфора используется в престижных отелях и ресторанах. Причиной не только престиж и стоимость, но и то, что фарфор считается более гигиеничным по своим свойствам.

Фаянсовая посуда плохо переносит перепады температур. По этой причине ухаживать за ней стоит особым образом. Необходимо мыть изделия в теплой воде, ополаскивать в холодной. Избегать контакта с горячей водой, и беречь от перепада температур. В противном случае посуда быстро придет в негодность, покроется трещинами, а глазурь с нее облезет.

3) Фарфоровый сервиз распознать несложно. Стенки его тонкие и прозрачные, структура материала плотная. При постукивании по стенкам чашек можно услышать звонкий, громкий звук. Фарфор обжигают при высоких температурах, при этом делают это дважды: один раз до нанесения глазури на поверхность изделия, а другой раз - после нанесения глазури на изделие.

Характеристик фарфора:

  1. Статуэтки, чашки и тарелки из этого материала легкие и прочные.
  2. Стенки посуды тонкие и прозрачные.
  3. Поверхность тарелок и чашек ровная (можно проверить при помощи луча солнца).
  4. Имеет ободок на донышке без глазури.
  5. На изломе поверхность гладкая и плотная.
  6. Хорошо переносит высокие температуры.
  7. Не впитывает воду.

Учитывая все характеристики посуды из фарфора, стоит отметить, что она всегда имеет белый цвет. В материал не добавляют красителей, поскольку красители могут изменить характеристики посуды сделать ее более хрупкой.

Еще один факт - это отсутствие глазури на ободке. Поскольку изделие подвергается обжигу дважды, глазурь не наносят на дно посуды: причина в том, что глазурь может расплавиться.

Поскольку структура фарфора плотная, он легче, чем фаянс, структура которого пористая.

Из чего производят?

Из чего производят фаянс:

  • массу делают из глины;
  • в смесь добавляют кварц, кремний, известь, полевой шпат.

В зависимости от материалов, которые входят в состав массы, различают несколько разновидностей фаянса. Компоненты, которые входят в состав массы, влияют на хрупкость, прочность, водопроницаемость и другие характеристики посуды и статуэток.

Также от состава массы зависит температура, при которой она будет обжигаться, чем выше температура, тем лучше качество изделий.

Чашки и тарелки из фаянса не стоит ставить на горячую печь и тем более разорвать в них пищу. Тарелка просто лопнет в процессе подогревания пищи.

По причине того, что фаянсовая посуда имеет схожую форму, ее легко хранить. Тарелки составляют в стопки, размещают на кухне, экономя тем самым пространство.

Из чего делают фарфор:

  1. Содержит каолин (в процентном соотношении от 47 до 63).
  2. Неорганические соединения.
  3. Минеральные добавки.
  4. Кварц.
  5. Полевой шпат.
  6. Пластичная и белая глина.

Материал отличается низким весом, прозрачностью и стойкостью к высоким температурам. Можно мыть тарелки и чашки в горячей воде, ополаскивать холодной. При этом посуда не потеряет свой блеск и цвет. Масса для изготовления посуды белая, плотная, ее относят к непористой керамике. Особого ухода такие изделия не требуют - их моют при помощи химических средств, обтирают и высушивают. Посуда хорошо переносит высокие температуры и не портиться на протяжении долгого времени.

Правила покупки

Есть несколько фирм, которые занимаются производством посуды из фаянса. Их продукция отличается высоким качеством. Естественно, что приобрести такую посуду на рынке или в супермаркете практически невозможно, но есть фирменные магазины, которые занимаются продажей фаянса из Франции и Германии.

Если тарелки и чашки нужны для повседневного обихода, а не для праздника, то фаянс - это идеальное решение проблемы. В силу невысокой стоимости приобрести тарелки и чашки можно по доступной цене.

Выбирая изделие, стоит обратить внимание на его качество - от сомнительной покупки стоит отказаться, поскольку в составе материала могут находиться токсичные краски. Токсины способны проникнуть в организм человека и вызвать тяжелое отравление.

Фаянс - это пористая керамика, которая пользуется спросом. При этом потребность в посуде постоянно растет. Сегодня на рынке можно найти большое количество фаянса, который отличается высоким качеством. Спрос на такие изделия велик, поскольку они отличаются высоким качеством. По стоимости фаянс уступает фарфору, но некоторые изделия можно смело приравнять к произведениям искусства. Они легко украсят любой стол и станут прекрасным дополнением вкусных блюд.

Человечество еще с древних времен использовало фаянс для изготовления тарелок и чашек. А в современном мире керамическая посуда считается практически незаменимой. Хотя стиль изделий, технология их производства постоянно меняются, но сам материал остается неизменным. Что такое фаянс, и какими особенностями он обладает - попробуем разобраться в этой статье.

Что являет собой фаянс

Фаянс - это материал, из которого изготовляют посуду, предметы интерьера, и т. д. Он характеризуется хрупкостью, плотностью и мелкой пористостью. Название этого материала походит от итальянского города Фаэнца, который славился производством керамических изделий.

Фаянс в основном используют для производства посуды, сувениров и разных керамических подарков. Статуэтки такого типа отличаются от фарфоровых яркостью и насыщенностью цветов и смотрятся очень сказочно. Что касается столовых принадлежностей, посуда из фаянса чаще всего изготовляется простой формы и выглядит обычно. Она идеально подходит для повседневного приема пищи с простой сервировкой стола.

Разновидности фаянса

В зависимости от состава и количества примесей различают несколько видов фаянса:

  1. Известковый фаянс - кроме кварца и белой глины в состав входят мел и доломит. Благодаря этим добавкам изделия изготовляются намного проще и быстрее.
  2. Мягкий фаянс - к традиционному составу добавляются разные плавни - вещества, которые при термальной обработке образуют легкоплавкие соединения.
  3. Полевошпатный фаянс - он содержит определенное количество (породообразующих минералов).
  4. Твердый фаянс - это наиболее прочный материал. Такие изделия отличаются высокими механическими характеристиками. Обжог твердого фаянса проходит при очень высокой температуре.

История фаянса

Человечество знало, что такое фаянс, еще 4 тыс. лет до н. э. Состав первой керамики немного отличался от производимой в наши дни. В Месопотамии и Египте фаянсовые изделия изготавливали из кварцевой гальки с примесями соды, известняка, медной и железной руды.

Намного позже фаянс появился в Старом Свете. Сначала его выпускали под названием майолика в некоторых городах Италии. Затем фаянсовые изделия высокого качества производили во Франции, в городе Сен-Порше.

На Руси фаянс получил известность в XVIII веке. В Москве работали целые фабрики по производству керамических изделий. расходилась среди населения большими темпами и пользовалась невероятной популярностью. Изделия разных фабрик отличались между собой. Так, мастера мануфактуры Гребенщикова расписывали посуду по сырой эмали. Фаянс Товарищества Кузнецова отличался разноцветными глазурными покрытиями, объемными рельефами или печатными рисунками. Фабрика Гжель производила изделия преимущественно синего цвета, а также с золотой росписью.

Конаковский фаянс

Большое развитие в производстве фаянсовых изделий совершил М. С. Кузнецов, который выкупил в 1870 году фарфоровый завод в городе Конаково. Он выпускал преимущественно фаянсовую посуду с ручной росписью или с печатными рисунками. Примерно через 20 лет Кузнецов начал производить посуду из полуфаянса, фарфора и керамики. С середины 20-х гг. XX века завод начал привлекать к работе лучших художников и мастеров росписи для создания красивых рисунков на посуде и творения анималистических скульптур. Их произведения пользовались спросом, что, в свою очередь, способствовало расширению производства.

Со временем художники сумели создать определенный стиль своим изделиям: органичные по форме фаянсовые предметы играли жизнерадостной яркой росписью и потечной глазурью. Конаковский фаянс экспортировали во многие страны. Некоторые изделия благополучно сохранились и до наших дней.

Семикаракорская керамика

Семикаракорский фаянс - яркое художественное явление Донской земли. Ростовская область занималась изготовлением керамики еще с древних времен. Многие археологические находки свидетельствуют о существовании кустарных гончарных мастерских в Семикаракорске еще с дохристианских времен.

Художественный стиль семикаракорского фаянса отличается оригинальной росписью, природными сюжетами, историческими мотивами. Мастера в своих рисунках сумели передать всю красоту и могущество своего края, донские традиции, дух казачества.

Благодаря высокому уровню художественного мастерства семикаракорский фаянс во всем мире считают произведениями искусства.

Виды фаянсовых изделий

В наши дни практически везде используется фаянс. Это связано не только с его дешевизной, но и с простотой изготовления таких изделий. Наиболее часто из фаянса производят посуду: салатники, тарелки под закуски и для вторых блюд, глубокие миски, селедочницы, подставки под хлеб и кондитерские изделия, соусники, бульонные вазы и супницы, чашки для горячих напитков, молочники, кружки, солонки и сахарницы. Нередко в наши дни в магазинах можно увидеть большой ассортимент архитектурных элементов из фаянса, облицовочную плитку, унитазы. Такие предметы интерьера свидетельствуют не только о хорошем вкусе владельца, но и о его финансовом благополучии.

Как делают фаянсовую посуду

Для создания фаянса обязательно используют два компонента: кварц и огнеупорную Процесс изготовления керамического изделия начинается с обработки последней. Так, проводят несколько раз обжигание глиняной массы при температуре 1050 ºС, во время этого она должна поменять цвет. Затем при температуре 950 ºС наносится цветная или прозрачная глазурь. На завершающей стадии делается повторный обжиг. В результате такого воздействия фаянсовая масса остается пористой и пригодной для украшения рисунками. Если фаянс обжигать при низких температурах, он будет лучше сохранять интенсивные подглазурные краски.

Таким образом, материал проходит много этапов обработки, пока получится готовый фаянс. Фото процесса изготовления тарелки иллюстрирует тонкость этого процесса.

Фаянсовая сантехника

В последнее время все большей популярностью пользуется сантехника из фаянса. Ее производство происходит по другой технологии, чем изготовление посуды или статуэток. Для создания высокой прочности материала изделия покрывают специальной глазурью. При правильной и бережной эксплуатации фаянсовая сантехника способна прослужить достаточно долго, при этом она будет выглядеть так же, как и во время покупки.

Как отличить фаянс от фарфора

Многие не знают, чем отличается фарфор от фаянса, и часто путаются, хотя между ними существует определенная разница. Фаянсовые изделия характеризуются низкой степенью белизны, большей толщиной стенок и меньшей прочностью. Готовые предметы отличаются плавными формами. Фаянсовая посуда по сравнению с фарфором неспособна долго сохранять тепло. Кроме того, такие изделия не выдерживают высокие температуры. Если посуду помыть в горячей воде, она может потрескаться. Поэтому во многих случаях более практично использовать столовые принадлежности из фарфора.

Чтобы хорошо разобраться, чем отличается фарфор от фаянса, можно провести сравнение изделий из этих материалов. Первое и важное отличие - звонкость предмета. Надо легко постучать по краю тарелки. Фарфоровое изделие издаст длительный и отчетливый гул. В то же время фаянс прозвенит глухим звуком.

Также определить фаянс можно и по внешним признакам. Посуда из этой керамики совсем не пропускает свет. Это объясняется тем, что изделия обжигаются при сравнительно низкой температуре. Весомым отличием является гладкая нижняя поверхность посуды. Иногда можно заметить небольшие впадины, которые образовались при обжиге. Для сравнения, низ фарфора всегда шероховатый.

Обладателям фаянсовой посуды следует более бережливо к ней относиться и следить за ее состоянием. При появлении трещин использовать такие изделия нежелательно, поскольку болезнетворные бактерии проникают в поры фаянса и могут провоцировать развитие разных заболеваний.

Как ухаживать за фаянсом

Как и любая посуда, фаянсовые изделия требуют определенного ухода. Учитывая все свойства этого материала, очень важно придерживаться правил эксплуатации, чтобы продлить срок службы фаянса.

Самое главное правило - мыть изделия из фаянса можно только в теплой воде, а ополаскивать в холодной. В случае применения горячей воды на посуде образуются маленькие трещинки, и нарушается структура материала.

Моющие средства, особенно порошки, лучше не использовать. Для осветления потемневшей фаянсовой посуды можно применять раствор питьевой соды или соли с уксусом в соотношении 1:1. Особенно аккуратно следует ухаживать за изделиями с позолотой. Дело в том, что рисунки, которыми украшены фаянсовые изделия, покрыты глазурью. Поэтому после многократного мытья сохраняются в первозданном виде. Что касается позолоты - она наносится по глазури и постепенно стирается от регулярного использования. Поэтому места, украшенные нельзя сильно тереть, лучше воспользоваться мягкой тканью или губкой. Удалять пятна с фаянсовых изделий можно с помощью тряпочки, смоченной в небольшом количестве нашатырного спирта.

Несмотря на преимущества фарфора, люди все равно продолжают покупать фаянс. Это стимулирует керамических производителей изготавливать новые изделия для самых разнообразных целей.

Фаянс I Фа́янс (Fajans)

Казимир (27.5.1887, Варшава, – 18.5.1975, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский физико-химик. Поляк по происхождению. Окончил (1907) Лейпцигский университет, совершенствовался в университетах в Гейдельберге и Манчестере. В 1911–17 преподавал в Высшей технической школе в Карлсруэ; профессор Мюнхенского (1917–35), Мичиганского (1936–57) университетов. Ф. одновременно с Ф. Содди установил (1913) правило смещения при распаде радиоактивных элементов (см. Радиоактивность), открыл радиоактивные изотопы 243m Pa (UX 2) и 215 Po (AcA), двойной распад 214 Bi (RaC); совместно с Ф. Панет ом сформулировал (1913) правило соосаждения радиоактивных элементов (Фаянса - Панета правило). Основные труды Ф. в области физической химии посвящены рефрактометрическим исследованиям, изучению связи деформации электронных оболочек с химическими и оптическими свойствами неорганических соединений, изучению недиссоциированных молекул и комплексных ионов в растворах сильных электролитов, адсорбции ионов и красящих веществ на солеобразных соединениях. Иностранный член-корреспондент АН СССР (с 1924).

Соч. в рус. пер.: Радиоактивность и новейшее развитие учения о химических элементах, 2 изд., [Од.], 1923; Физико-химический практикум, Л., 1931 (совместно с И. Бюстом); Воспоминания, связанные с историей науки о радиоактивности, «Природа», 1973, № 10, с. 74–82.

II Фая́нс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)

плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.

Производство фаянса. Для изготовления Ф. применяется то же сырьё, что и для производства Фарфор а, меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9–12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури (См. Глазурь). По составу и свойствам различают Ф. глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый. Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф., который приготовляется из однородной смеси: 60–65% пластичных материалов (каолина и глины), 30–36% кварца, 3–5% полевого шпата. Предварительный (бисквитный) обжиг (при 1250–1280 °С) проводится для получения прочного Ф., а последующий (т. н. глазурный) – для расплавления глазури, нанесённой на поверхность изделия после первого обжига (1050–1150 °С). Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. обычно применяется однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы спекания составных частей фаянсовой массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью. Хозяйственный Ф. (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700–900 °С.

Ф. получил наибольшее применение в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики – глазурованных белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. см. также в ст. Керамика .

И. А. Булавин.

Художественный фаянс . Близкие к Ф. изделия были известны уже в Древнем Египте. Разнообразные виды Ф. производили с 4–5 вв. в Китае (в 7–13 вв. – с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее – в Корее (11–13 вв.), Японии (с 16 в. славился Ф. завода Сацума). В странах ислама с 12 в. получила распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса (кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10–11 или 11–12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравиров. и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе (См. Ниса), Мешеди-Мисриан е, Древнем Ургенч е, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили Иран. изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12–13 вв.) или Люстр ом (конец 11 – начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры – Рей, Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16–17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан , Керман и др.). В Европе собственно Ф. начали выделывать около 1525–65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. были произведения Б. Палисси (16 в.) и мастерских Делфт а (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет около 1680–1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж. Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф., прочно ввели его в практику. В 18–20 вв. высокого качества Ф. производили в Англии, Франции, Германии, России. Определились характерные для Ф. черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорации, цветовой палитры, видов глазурей. Рус. заводы (в Межигорье под Киевом, 1799; А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с. Кузнецове Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод им. М. И. Калинина и др.) производили разнообразный Ф.: белый, опак («непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др.; полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика). Основной центр производства сов. художественного Ф. – завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хар а, Е. М. Гуревич и др.). См. также ст. Керамика .

Лит.: Кубе А. Н., История фаянса, Берлин – П. – М., 1923; Салтыков А. Б., Русская керамика, М., 1952; Бубнова Е., Старый русский фаянс, М., 1973; Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972; Августиник А. И., Керамика, 2 изд., Л., 1975; Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975; Lane А., Later islamic pottery, L., ; его же, Early islamic pottery, L., ; Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1–2, N. Y., 1966.

(По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ; часть статьи о восточном фаянсе – Т. Х. Стародуб.)


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фаянс" в других словарях:

    De Lunéville Фаянс (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнц … Википедия

    - (франц. faпence, от названия итальянского города Faenza Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные… … Художественная энциклопедия

    - (фр. faience по имени итальянского города Фаенцы, в котором первоначально возникло фаянсовое производство) хорошиё сорт глины, из которой делается посуда, покрываемая потом непрозрачною глазурью, также самая посуда из этой глины. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Фаянс - (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    фаянс - а, м. faïence f. <ит. города Фаэнца. 1. Минеральная масса, изготовляемая из особых сортов глины с добавлением гипса и других веществ, идущая на изготовление керамических изделий. БАС 1. В других местах встречались вместе золото и драгоценные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (франц. faience от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые… … Большой Энциклопедический словарь

    Керамика Словарь русских синонимов. фаянс сущ., кол во синонимов: 7 авата яки (1) керамика … Словарь синонимов

    ФАЯНС, разновидность керамического состава, дающая непрозрачную плотную КЕРАМИКУ, занимающая место между фарфоровой и обычной глиняной. Исходный материал обжигается при относительно низкой температуре, с получением твердых, водонепроницаемых… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ФАЯНС, фаянса, мн. нет, муж. (франц. faience по имени гор. в Италии Faenza). 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и др. веществ, идущая на керамические изделия. 2. собир. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой… … Толковый словарь Ушакова

    ФАЯНС, а, муж. 1. Мелкопористый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор. Чашки из фаянса. 2. собир. Изделия, посуда из такого материала. | прил. фаянсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова


Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс. Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?

Фарфор

Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.

Фарфоровая статуэтка

Фаянс

А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.


Фаянсовая посуда

Отличия

В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C — 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.

Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность. Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.

Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.

Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.

Выводы сайт

  1. Фарфор имеет уникальные и ценные декоративные характеристики.
  2. Фаянс поглощает влагу, что делает его весьма чувствительным к перепадам температур и менее гигиеничным.
  3. Фарфор более легок и в тоже время механически прочен, чем фаянс.
  4. Фаянс менее ценен, поскольку процесс производства менее трудоемок, а используемые материалы не такие дорогостоящие.
  5. Фаянс более практичен и декоративно разнообразен, нежели фарфор.

Знакомые каждому керамические и фарфоровые материалы имеют схожие признаки и принципиальные отличия. Долгий период поисков позволил выявить новые уникальные возможности такого доступного и дешёвого ресурса, как обычная глина. Слои осадочных горных пород залегают на небольшой глубине и встречаются практически повсеместно. Различные по составу они обладают общим свойством. При соединении с водой образуется пластичный тестообразный материал, который после высушивания становится твёрдым и сохраняет форму.

Разбираемся с формулировками

От состава исходного сырья, внесённых добавок, способа формования и обжига зависит качество и конечные свойства получаемого материала. Изделия из глины, после высокотемпературной обработки, носят название керамики.

По структуре и плотности существует деление на грубую и тонкую керамику. К последней относятся: фаянс, фарфор, майолика и каменная керамика. Эти виды имеют плотный мелкозернистый черепок с низким уровнем поглощения жидкости. Отличаются по цвету технологии росписи, способам нанесения глазури. Используются для изготовления посуды и предметов бытового назначения.

Фарфор в этом перечне стоит особняком. Это высококачественный вид керамики , имеющий белый цвет черепка. Благодаря высокой плотности, изделия из него тонкие, лёгкие, прозрачные на просвет. При ударе издают приятный чистый звук.

К категории грубой керамики относятся изделия с рыхлой, крупнозернистой структурой. У них более высокий уровень поглощения жидкостей. Керамические массы с добавками различных металлов имеют цветовые оттенки и носят соответствующие названия.

Общие признаки и свойства

– основной природный компонент для производства всех видов керамики. Похожим является технологический процесс, подразумевающий обязательный высокотемпературный обжиг. Внешняя схожесть изделий из данных материалов.

Если коснуться внешнего вида изделий из фарфора и различных видов керамических масс, то отличить их достаточно сложно. Все товары соответствуют потребительским нормам. Это касается посуды, сантехнических изделий, некоторых декоративных строительных элементов.

Китай – родина фарфора

Но различия всё-таки существуют. Они объясняются химическим составом керамических масс и соответствующим режимом обжига. Из-за долгого отсутствия знаний о составе глин, керамика производилась повсеместно, из того сырья, которое было распространено в данной местности. А состав разных участков даже одного месторождения может значительно отличаться по химическому составу. Так Китай смог первым создать фарфор в 620 году, из-за присутствия на своей территории месторождений с высоким содержанием каолина . Именно он позволял проявиться тем качествам, которыми славится настоящий фарфор.

На юго-востоке страны в провинции Цзянси были обнаружены запасы белой глины. Они и получили название каолина (gaoling – высокая гора). Выдерживая высокие температуры при сушке и обжиге, черепок становился очень прочным и не пропускал жидкость. Китайские мастера добились создания удивительной по красоте и лёгкости посуды. Её секреты пытались постичь европейские учёные и ремесленники. Но удалось это сделать только в начале XVIII века. Загадочная, восточная редкость стоила дороже золота. За чашку могли заплатить столько монет, сколько она в себя вмещала.

Различие в химическом составе и правилах обжига

Процесс создания фарфора значительно сложнее изготовления керамики. Поэтому и цена на фарфоровые изделия выше.

Важнейшим условием является строгое соблюдение пропорций каолиновых глин с остальными компонентами. Полученную пластичную массу укладывают в гипсовые формы. Дальнейшие сушка и двойной обжиг должны происходить в соответствии с технологическими требованиями. Температура может варьироваться в пределах 1300°C — 1460°C. В результате должен получиться черепок с мелкозернистой спёкшейся структурой, белого цвета. Показатель поглощения жидкости не превышает 0,2%, что позволяет подобные материалы даже не покрывать эмалевым слоем. Неглазурованный матовый фарфор называют бисквитом. В целях защиты изделия и придания декоративных эффектов его подвергают глазурованию и раскраске.

Глиняное тесто для керамики может содержать целый перечень органических и минеральных составляющих. Оно более пластичное, поэтому форму ему придают в ручную или с помощью гипсовых форм. После изделие просушивают, глазуруют и обжигают при температурах 700 °C – 1050 °C . В результате получают крупнозернистый пористый черепок. Поглощение жидкости может составлять 14 % – 18% . Изделия после обжига могут приобрести жёлтый, кремовый, красно-коричневый, зеленовато-коричневый, серый, чёрный, белый цвета.

Достаточно просто понять, что фарфор из-за своей спёкшейся структуры значительно прочнее, легче и тоньше изделий из керамики. Не подвергается в такой степени старению, выраженному в появлении трещин на поверхности эмалевого покрытия. Стенки пропускают свет. Фарфор будто поёт, издавая чистый долгий звук. Из-за более дорогого процесса производства имеет высокую стоимость.

Служит безотказно уже тысячи лет

Трудно оценить значение керамики в жизни современного человека. Каждому знакома промышленно-строительная категория, включающая кирпич, печные изразцы, черепицу, облицовочную и половую плитки. Хозяйственно-бытовые вещи заявляют о себе наборами посуды, раковинами, унитазами. Художественно декоративная серия потребительских товаров включает вазы, статуэтки, панно, игрушки. Область применения так обширна, что всем видам обожжённой глины находится место не зависимо от цены и названия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как сделать настольный календарь своими руками из бумаги
Как сделать елку из шишек сосны Как сделать елку из шишек сосны пошагово
Свойства пирамидальной воды