Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Броненосец микаса чертежи. Броненосец "Микаса": модель, фото, оценка проекта, повреждения, где находится? Малые суда и мелочевка

IJN Mikasa

IJN Fuji , IJN Yashima

IJN Mikasa

IJN Kashima, IJN Katori

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2 × 2) - 305-мм орудия.

Вспомогательная артиллерия

  • 14 (14 × 1) - 152-мм орудий.

Противоминное вооружение

  • 20 (20 × 1) - 76-мм орудий;
  • 8 (8 × 1) - 47-мм орудий Hotchkiss 40 калибра;
  • 4 (1 × 1) - 47-мм орудий Hotchkiss 33 калибра.

Минно-торпедное вооружение

  • 4 (4 x 1) - 457-мм торпедных аппарата.

IJN Mikasa (яп. 三笠 , рус. «Микаса» ) Назван в честь горы в префектуре Нара - японский броненосец , бывший флагман Императорского флота Японии . Принимал участие в Русско-японской войне , сражениях в Жёлтом море и при Цусиме . Затонул на своей базе в Сасебо, но был поднят и вернулся в строй. Принял участие в Первой мировой войне в обороне побережья. В настоящее время - корабль-музей.

Общие сведения

На момент создания эскадренный броненосец IJN Mikasa стал самым большим и сильно вооруженным броненосцем Японии и одним из сильнейших кораблей всего мира. Он принимал участие в качестве флагманского корабля адмирала Хэйхатиро Того в Русско-японской войне. Участвовал в осаде Порт-Артура и в Цусимском сражении. Принимал участие в Первой мировой войне, охраняя побережье Японии. В 1926 году был превращен в корабль-памятник в порту Йокосука.

История создания

Предшественники

Предшественниками IJN Mikasa были броненосцы IJN Fuji и IJN Yashima , которые были заложены на английских верфях в 1894 году и вошли в состав Японского флота в 1897 году.

Предпосылки к созданию

После победы в войне над Китаем в 1895 году, которая стала совершенно неожиданной для мирового сообщества, Япония не смогла полностью удовлетворить свои имперские амбиции. Под давлением России ей пришлось отказаться от претензий на Маньчжурию и отдать ранее захваченный Люйшунь (Порт-Артур). Потому что противостоять русской эскадре, стоявшей в Чифу и состоявшей из 11 кораблей , Япония была еще не готова. Но в японском руководстве прекрасно понимали, что война с Россией неизбежна и победа в ней, из-за особенностей будущего театра боевых действий, в основном зависела от господства на море. Этот факт и был положен в основу 10-летней судостроительной программы 1895-1896 годов, которая называлась «Гасинсётан» («Настойчивость и решимость»).

Проектирование и постройка

Реальные чертежи IJN Mikasa

Поскольку верфи Японии не могли выполнить поставленную задачу по производству новых кораблей, IJN Mikasa был заказан в Великобритании. Корабль был спроектирован английским инженером Д.С. Макроу на основе проекта британских броненосцев класса «Канопус». Эскадренный броненосец I-класса IJN Mikasa был заложен в Англии в Барроу на верфи фирмы Викерс ("Vickers, Sons & Mahim") 24 января 1899 года. Спуск на воду броненосца состоялся 8 ноября 1900 года. Введен в строй 1 марта 1902 года, по завершению испытаний. Стоимость постройки IJN Mikasa составила по разным оценкам от 930 000 до 1 000 000 фунтов стерлингов, что соответствовало 4 миллионам американских долларов на тот момент.

Описание конструкции

Корпус

Как и все остальные броненосцы, построенные по программе 1895-1896 годов, IJN Mikasa был спроектирован и построен по типу британских броненосцев кораблестроительной школы сэра Вильяма Генри Уайта.

На IJN Mikasa, как и на всех других крупных кораблях японского флота, была установлена радиостанция производства фирмы «Маркони». Антенна для радиостанции натягивалась между фок-мачтой и грот-мачтой . Дальность связи обычно достигала 100-180 миль (185-333 км).

На броненосце было 15 спасательных плавсредств:

  • Два 56-футовых (17,1 м) паровых минных катера ;
  • Один 56-футовый паровой пинас;
  • Один 40-футовый барказ ;
  • Один 32-футовый пинас (полубарказ);
  • Четыре 30-футовых гребных катера ;
  • Две 30-футовые гички ;
  • Две 27-футовые гички;
  • Один 27-футовый вельбот .
  • Одна легкая 6-м джонка ;

Экипаж и обитаемость

Экипаж IJN Mikasa состоял из 40 офицеров и 790 матросов , но, как у флагмана , численность экипажа броненосца возрастала до 935 человек. Помещения для проживания команды были расположены по «британскому» стандарту: каюты офицеров находились в кормовой части корабля, а кубрики команды – в носовой.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра состояла из 4 12-дюймовых (305 мм) орудий Армстронга с длиной ствола в 40 калибров. Они имели типичную для англичан проволочную конструкцию.

  • полная длина ствола – 1271,3 см (41,7 клб);
  • длина ствола без затвора – 1230,6 см (40,3 клб);
  • вес орудия с затвором - 49,8 т.;
  • вес снаряда/заряда - 386/140 кг
  • дальность стрельбы - 82 кбт (15,1 км)
  • скорострельность - 0,75 выстр./мин

В артустановках было применено важное нововведение: подачу боеприпасов разбили на два этапа. Под вращающейся платформой со станками орудий, находилось перегрузочное отделение, куда снаряды поступали из погребов по центральному элеватору. Далее боезапас с помощью цепного тальфера подавался на короткие наклонные элеваторы, соединяющие перегрузочное отделение с кормовой частью башни. Такое усложнение схемы подачи было сделано для того, чтобы свести к минимуму риск распространения огня по элеватору от орудий в пороховой погреб. Из не очевидных «плюсов» такого решения стало небольшое повышение скорострельности при более компактных артустановках (диаметр барбетов 10,7м). Приводы наведения гидравлические и электрические. Заряжание происходило при любом угле поворота башни по горизонтали, но при фиксированном угле возвышения орудий в 5°. На дистанции 10 кбт бронебойные снаряды пробивали 306 мм крупповской брони, на дистанции 30 кбт - 208 мм.

Вспомогательная артиллерия

Вспомогательного артиллерия состояла из 14 6-дюймовых (152 мм) скорострельных орудий Армстронга с длиной ствола в 40 калибров.

Характеристики орудий были следующие:

  • вес орудия с затвором - 5,9 т
  • вес снаряда/заряда - 45,4/8,8 кг
  • начальная скорость снаряда - 762 м/с
  • дальность стрельбы - 55 кбт (10,1 км)
  • скорострельность - 4-7 выстр./мин

Все орудия были оснащены оптическими прицелами. Заряжание - раздельное. Наведение и подача боеприпасов - вручную. В походном положении орудия могли сниматься со станков и устанавливаться на специальные ложементы в глубине каземата.

Противоминное вооружение

12-футовое (76-мм) скорострельное орудие Армстронга.

Противоминная артиллерия состояла из 20 12-фунтовых (76 мм) скорострельных пушек Армстронга с длиной ствола в 40 калибров размещались без полноценной броневой защиты на верхней палубе, спардеке и надстройках.

Характеристики орудия:

  • вес орудия с затвором - 0,6 т
  • вес снаряда/заряда - 5,7/0,9 кг
  • начальная скорость снаряда - 647 м/с
  • дальность стрельбы - 40 кбт (7,4 км)
  • скорострельность - 7-10 выстр./мин

3-футовая (47-мм) противоминная пушка Гочкиса.

Мелкокалиберная противоминная артиллерия состояла из 8 3-фунтовых (47 мм) пушек Гочкиса с длиной ствола в 40 калибров, и 4 2,5-фунтовых (47 мм) пушек Гочкиса с длиной ствола в 33 калибра. Они размещались на боевых марсах, спардеке и надстройках. На мостике были предусмотрены места для установки пулеметов Максим.

Минно-торпедное вооружение

Броненосец оснащался четырьмя траверзными подводными торпедными аппаратами. Калибра 457 мм. Стрельба торпедами была возможна только при скорости ниже 14 узлов. Для стрельбы использовались торпеды системы Уайтхеда – типа 30 и типа 32. Торпеда тип 32 весила 541 кг и могла пройти 1000 метров на скорости 28 узлов или 3000 метров при 15 узлах. Боевая часть торпед 90 или 100 кг, в зависимости от типа, снаряжалась пироксилином или шимозой.

Боекомплект

12-дюймовые снаряды в экспозиции музея IJN Mikasa.

Боекомплект на IJN Mikasa состоял из бронебойных, фугасных и шрапнельных снарядов. В Японском флоте, после победы при Ялу, основным типом боеприпасов стали фугасные снаряды. Фугасный снаряд имел 48,5 кг взрывчатого вещества - «шимозы». «Шимоза» - это взрывчатое вещество на основе пикриновой кислоты, разработанным профессором Симосэ Масатика. Из-за применения этого взрывчатого вещества, японцы получили превосходство в огневой мощи над своими противниками, но из-за повышенной чувствительности пикриновой кислоты к удару, был высокий риск взрыва снаряда в стволе в момент выстрела.

Штатный боезапас на 1904 год на броненосце был следующий (из расчета на одно орудие):

  • для 305-мм орудия – 55 бронебойных и 35 фугасных снарядов;
  • для 152-мм орудия – 65 бронебойных и 65 фугасных снарядов;
  • для 76-мм орудия – 200 бронебойных снарядов;
  • для 47-мм орудия 40 калибра – 200 бронебойных и 200 фугасных снарядов;
  • для 47-мм орудия 33 калибра – 188 бронебойных, 200 фугасных и 30 шрапнельных снарядов.

При необходимости боекомплект одних орудий можно было увеличить за счет уменьшения боекомплекта других орудий.

Перед Цусимским сражением боекомплект на броненосце был изменен для 305-мм орудия – увеличили до 110 снарядов (стало 30 бронебойных и 80 фугасных снарядов) и для 152-мм орудия увеличили до 175 снарядов (стало 75 бронебойных и 100 фугасных).

Пороховые заряды на броненосце хранились в погребах в латунных или цинковых футлярах. Большая часть применяемого бездымного пороха была закуплена в Англии.

История службы

Адмирал Хейхатиро Того

В 1903 году новым командующим Японским флотом стал вице-адмирал Хейхатиро Того. Он сформировал из имеющихся в его распоряжении кораблей три эскадры. Сам адмирал возглавил 1-ую эскадру. Флагманом эскадры стал броненосец IJN Mikasa. Так же на корабле разместился штаб командующего флотом во главе с начальником штаба капитаном 1 ранга Симамурой Хайяо.

Русско-японская война

Осада Порт-Артура

8 февраля (26 января) 1904 года IJN Mikasa, в составе основных сил Японского флота, подошел к острову Роунд (Круглый), который расположен недалеко от Порт-Артура. В 17.05 на мачтах броненосца был поднят сигнал: «По заранее назначенному плану идите в атаку. Желаю полного успеха». Итогом атаки отряда истребителей были торпедирование броненосцев русского флота «Ретвизен» и «Цесаревич», а также крейсера «Паллада». Это привело к временному превосходству Японцев над русскими в линейных силах.

Утром 9 февраля Того с шестью броненосцами и девятью крейсерами подошел вплотную к Порт-Артуру и узнав, что русские корабли стоят на внешнем рейде, направил свой флот в атаку.

IJN Mikasa открыл огонь из носовой башни главного калибра в 11.07, находясь на дистанции от русского флота в 46,5 кбт. За ним открыли огонь и остальные корабли Японского флота. В ответ заговорили пушки на русских кораблях и береговая артиллерия Порт-Артура.

В 11.16 в правый борт IJN Mikasa попал 254-мм снаряд. Он разорвался у основания грот мачты и разрушил часть кормового мостика. Было ранено три офицера, гардемарин и три матроса. После этого другой снаряд срезал клотик грот-мачты и боевое знамя было сбито с мачты. Но его быстро водрузили на место. Но было тут же пробито снова. Так же различные повреждения от попаданий русских снарядов получили и другие корабли эскадры. В 11.45, чтобы не искушать судьбу, адмирал Того приказал эскадре повернуть и уходить. По итогам боя ни одна из сторон не добилась сколь значимого успеха.

Не только сам броненосец участвовал в осаде Порт-Артура, но и его паровые катера активно в этом принимали участие. Один из самых удачных эпизодов их применения произошел 24 июля 1904 года. Минные катера с IJN Mikasa и IJN Fuji в бухте Тахэ торпедировали и уничтожили миноносец «Лейтенант Бураков» и повредили миноносец «Боевой».

Бой при Ялу

В русской истории этот бой известен как бой в Желтом море.

В июне 1904 года началась осада Порт-Артура с суши, и это вынудило руководство России выпустить приказ с переброской Первой Тихоокеанской эскадры во Владивосток. 23 июня состоялась первая попытка прорыва блокады, но встретив японские корабли, контр-адмирал Витгефт отступил обратно не вступив в бой.

Вторая попытка произошла 10 августа. Адмирал Того выстроил свою эскадру во главе с броненосцем IJN Mikasa. Противники увидели друг друга в 11.35. Первый выстрел прозвучал с IJN Nissin в 12.20. В это время дистанция между флотами была 80 кбт. Через несколько минут ответила артиллерия с русских кораблей. Первый же снаряд выпущенный с броненосца «Пересвет» упал в кабильтове от IJN Mikasa. В ходе боя броненосец получил серьезное повреждение и с большим усилием продолжал держаться во главе отряда.

Исход боя решили всего несколько метких попаданий. Благодаря им на броненосце «Цесаревич» был убит адмирал Витгеф . Потеряв командующего, русская эскадра распалась. Часть кораблей повернуло обратно в Порт-Артур, а часть продолжили прорываться во Владивосток. По итогам боя ни один корабль, ни с одной из сторон не был уничтожен. Но Первой Тихоокеанской эскадры, как ударной силы, более не существовало.

IJN Mikasa в ходе боя получил более 20 попаданий. Из них минимум шесть из 10- и 12-дюймовыми снарядами.

Фотографии повреждений после боя

В 12.45 попаданием 305-мм снаряда была насквозь пробита грот-мачта. Снаряд взорвался на спардеке. Из-за этого погибло 12 и было ранено 5 человек. 254-мм снаряд пробил 178-мм броневую плиту главного пояса. Размер отверстия от снаряда был – 1,1х1,1х1,2 м. Одно попадание 305-мм снаряда броненосец получил выше броневого пояса в носовой части правого борта. Еще одно попадание 305-мм снаряда было в кормовой части левого борта так же выше броневого пояса. Кормовая 305-мм башня в ходе боя вышла из строя.

В 17.35 один из снарядов, попавших в IJN Mikasa, разорвался на мостике у носового сигнального сигнального семафора. Этим попаданием было убито 7 и ранено 16 членов экипажа. Общие потери броненосца составили – 32 убитых (из них 4 офицера) и 88 раненых (9 офицеров).

В ходе боя IJN Mikasa выпустил 120 снарядов 305-мм и 1400 снарядов 152-мм.

После боя броненосец отправился на рейд Эллиот для устранения полученных повреждений. Ремонт был поверхностный, т.к. Того опасался новой попытки прорыва остатков русской эскадры. И только после 23 декабря, когда Того убедился, что русские корабли ни на что не способны, он на своем флагмане - IJN Mikasa отправился в Куре для капитального ремонта броненосца.

В январе 1905 года на нем заменили все орудия главного калибра, сняли боевые марсы, установили новые радиоантенны. IJN Mikasa вновь вошел в строй 1 февраля 1905 года.

Цусима

Японская общая схема сражения.

К весне 1905 года на всех броненосцах японской эскадры был проведен ремонт. Учтя результаты боя в Желтом море, японское командование увеличило боекомплект для главного и вспомогательного калибра. Кроме того 25 апреля 1905 года были проведены крупные артиллерийские учения.

Завершающим аккордом Русско-японской войны было Цусимское сражение. Сражение происходило 14 и 15 мая 1905 года. Бой начался в 13 часов 40 минут. В ходе этого сражения IJN Mikasa совершил 124 выстрела из орудий главного калибра. Но и получил он ни мало попаданий по себе – более 40. 10 из них были из орудий 305-мм, 22 из 152-мм и около 10 из орудий меньшего калибра.

Наиболее существенные повреждения были следующие:

В 13.56 305-мм снаряд попал в крышу каземата 152-мм орудия №3 и пробил ее броню в 51-мм. От взрыва русского снаряда загорелось 10 76-мм патронов и 9 человек были ранены. Но броненосцу повезло, ни одно из орудий не были повреждены и продолжили стрелять. Но в скором времени в то же самое место попал 152-мм снаряд и убил двоих и ранил 7 членов экипажа.

В 14.00 305-мм снаряд попал в носовой мостик и ранил 17 человек, а 152-мм снаряд – в амбразуру 6-дюймового орудия №5.

В 14.07 152-мм снаряд пробил броневую плиту в 43-мм ниже главной палубы, под казематом №1. Через образовавшуюся пробоину начала поступать вода и затапливать угольную яму. Через некоторое время двумя попаданиями была пробита 152-мм броня в районе каземата №7. Через одну из этих пробоин вода начала затапливать другую угольную яму.

В 14.20 Броненосец получил попадание в нижний комингс каземата №7, что привело к растрескиванию соседних 6-дюймовых броневых плит.

В 18.07 на броненосце было уничтожено 152-мм орудие №10. При этом был убит 1 человек и 5 ранено.

Также были повреждены казематы №3 и №11, судовая аптека, дымовые трубы и сбита грот-стеньга.

Кроме повреждений от снарядов с русских кораблей, IJN Mikasa получил и повреждения от собственных снарядов. В 15.49 на броненосце произошла преждевременная детонация 12-дюймового снаряда у правого орудия носовой башни. Взрыв произошел после выхода снаряда из ствола, и это уберегло его от повреждения. Но в 17.46 на 28-ом выстреле в этом же орудии вновь преждевременно с детонировал снаряд и в этот раз его полностью разнесло. Башня замолчала, и только лишь в 18.22 левое орудие смогло начать вновь стрелять. На 20-ом выстреле у 152-мм орудия №8 заклинило затвор и оно прекратило стрелять.

Схема повреждений после боя

Всего в ходе боя на IJN Mikasa погибло 18 и было ранено 105 членов экипажа.

Итоги Цусимского боя поразили весь мир. Все 14 броненосцев Российского флота были уничтожены или захвачены, а японцы при этом потеряли всего 3 миноносца.

После сражения IJN Mikasa отправился на ремонт и прошел его в течении мая-июня.

Трагедия в Сасебо

Спустя несколько дней после окончания Русско-японской войны, 11 сентября 1905 года, при стоянке в порту Сасебо на IJN Mikasa произошел мощный взрыв. По неустановленной причине в правом погребе возник пожар, вызвавший детонацию боезапаса. В результате взрыва и пожара погибли 256 человек и было ранено 343 человека. Корабль погрузился на дно, но из-за небольшой глубины над водой остались надстройки, мачты и трубы.

Первые три попытки поднят корабль были неудачными. Затем был построен импровизированный сухой док вокруг броненосца. После откачки воды из дока перед глазами открылась истинная картина повреждений. Пробоину в 25 метров заделали стальными листами и IJN Mikasa, спустя 11 месяцев после катастрофы, вновь был на плаву. Но ремонтные работы на броненосце продолжались еще 2 года. В строй он вернулся 24 августа 1908 года.

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны IJN Mikasa использовался для охраны военно-морской базы в Майдзуру.

Интервенция в России

Броненосец, в составе небольшой эскадры, участвовал в интервенции в России на Дальнем Востоке. Но участие для него чуть не закончилось фатально. 17 сентября 1921 года двигаясь с Сахалина во Владивосток, IJN Mikasa напоролся на камни у южного берега острова Аскольд. Первые попытки снять его с камней были не удачные, но 26 сентября, разыгравшийся шторм, снял корабль с камней. Броненосец в сопровождении других кораблей эскадры был доставлен во Владивосток и поставлен на ремонт в сухой док Царевича Николая. После небольшого ремонта IJN Mikasa вернулся в Японию.

Корабль-музей

В 1923 году броненосец исключен из состава флота согласно Вашингтонской конференции 1922 года и был превращен в музей. Для этого в Йокосуке был вырыт огромный котлован, в который и завели броненосец. После того как котлован засыпали, броненосец стоял в нем вкопанный по ватерлинию. На корабле разместили экспозицию посвященную победе над Россией. Официально музей на IJN Mikasa был открыт 12 ноября 1926 года. На открытии присутствовал адмирал Того.

Во время Второй мировой войны музей не пострадал. Но по решению американского командования в 1945 году музей закрыли и все вооружение с него демонтировали. Спустя 14 лет, в 1959 году, при активном участии американского адмирала Ч. Нимица , начались активные работы по восстановлению мемориала. IJN Mikasa снова был открыт для посещений 27 мая 1961 года.

Командиры

По данным из японско-язычных источников

По данным из русско-язычных источников

Во время интервенции в России

Корабль-музей

Образ в искусстве

Моделирование

Видео

Сегодня сложно отыскать человека, который бы знал о русско-японской войне хоть что-то. Правда, некоторые смутно припоминают о блокаде Порт-Артура, но на этом познания обычно заканчиваются.

А зря, ибо та война - важнейшая веха развития нашего государства, одна из основных причин Октябрьской революции, так как в ходе боевых действий окончательно определился факт неспособности царя и правительства адекватно оценивать внешние и внутренние угрозы, принимать меры к их скорейшему устранению.

Одним из символов того противостояния стал (с японской стороны) броненосец «Микаса». Японцы до сих пор гордятся этим кораблем, в настоящее время он исполняет роль плавучего музея.

Общие сведения

На момент постройки эскадренный броненосец этого типа стал самым мощным и серьезно вооруженным броненосцем Страны восходящего солнца, одним из крупнейших кораблей того периода. Он участвовал, будучи флагманом адмирала Того, в войне России с Японией. Участвовал в Порт-Артурских событиях, в Цусимском побоище. Во время Первой мировой охранял побережье Японии. Сейчас броненосец «Микаса» - музей, находится в порту Йокосука.

Для чего он создавался?

В 1895 году, когда Япония победила аграрный и отсталый Китай, что стало совершенно внезапным для мирового сообщества событием. Меж тем, японцы все равно не удовлетворили собственные имперские амбиции, причем немаловажную роль в этом сыграла наша страна. Под давлением Российский империи им пришлось перестать предъявлять свои права на Маньчжурию, также им пришлось сделать жест «доброй воли», отдав ранее захваченный Люйшунь (Порт-Артур). Во многом это было обусловлено тем, что в Чифу тогда стояла русская эскадра, связываться с которой японцы не желали.

Вместе с тем в правительстве Японии осознавали, что воевать с Россией им все равно придется, и победа, с учетом многих факторов гипотетического театра боевых действий, будет зависеть от успешности действий флота (равно, как и от его наличия). В 1895 году японцы приняли судостроительную программу сроком на 10 лет, предусматривающую строительство крупного и современного боевого флота.

Строительство

Так как верфи самой Японии к тому времени явно не удовлетворяли требованиям современности, броненосец «Микаса» строился в Великобритании. За проектирование отвечал английский инженер Макроу Д. С. Чего-то нового он изобретать не стал, а просто взял за основу хорошо себя зарекомендовавшие английские броненосцы класса «Канопус». Его «потомком» и является «Микаса». Броненосец стал достойным «продолжателем рода», вобрав как положительные, так и отрицательные стороны английского проекта.

Закладка корабля была осуществлена в городе Барроу на верфи компании Викерс (будущего производителя танков). Произошло это 24.01.1899 года. На воду будущий флагман был спущен 8.11.1900 года. В строй его ввели 1.03.1902 года. К тому времени были полностью завершены все этапы государственных испытаний. О стоимости проекта точных данных нет, но историки предполагают, что она составила не менее миллиона фунтов стерлингов, что по тем временам в «долларовом эквиваленте» равнялось четырем миллионам.

Характеристики корпуса

Не отличаясь этим от прочих кораблей, построенных за время 1895-1896 годов, броненосец «Микаса» стал классическим представителем кораблестроительной школы сэра Вильяма Генри Уайта.

Корпус собирался из кораблестроительной стали высшего сорта, система набора шпангоутов корпуса - поперечная. Строился корабль по однопалубной схеме, носовой завал шпангоутов был довольно незначительным, но в то же время завал на миделе и в корме отличался выраженностью. Внутри корпуса были устроены особые водонепроницаемые перегородки, благодаря которым корабль был поделен на несколько небольших отсеков. Они придавали дополнительную устойчивость судну при попадании торпед.

Особенностью броненосца считались двойные борта и двойное дно. Увеличенный слой брони поднимался до уровня бронепалубы. Второй отличительной чертой корабля являлся носовой наплыв, который должен был выполнять роль тарана. Помимо этого, броненосец «Микаса» (фото его представлены в этом материале) имел выраженную седловатость верхней палубы. Боковые кили были предназначены для стабилизации корабля во время качки.

Гордостью английских судостроителей был состав Hartman Rahtien, которым покрывали подводную часть корпуса. Он предотвращал обрастание ракушками и улучшал ходовые качества корпуса, снижая лобовое сопротивление жидкости.

Технические характеристики броневого корпуса

Частичное водоизмещение корпуса - более 15 тонн. Полное водоизмещение - 16 тонн. Максимальная длина - 132 метра, между перпендикулярами - 122 метра. Средняя ширина корпуса - 24 метра, среднестатистическая осадка - восемь метров.

Броненосец «Микаса» отличался от прочих кораблей, построенных для Японии, тем, что у него был заметно меньший промежуток между барбетами 305-мм орудий. Это обусловило компактность, но в то же время такое конструкторское решение сделало невозможным монтаж 152-мм орудий в отдельных казематах. А потому конструкторам пришлось решать нетривиальную задачу с размещением на корабле сразу трех броневых поясов. Высота основного броневого пояса - около 2,5 м, над ватерлинией он возвышался примерно на 70 см.

В районе миделя толщина брони достигала 229 мм, но в подводной части она постепенно уменьшалась до 127 мм. По краям цитадели броня также была тоньше, до 178 мм, а около броневых траверз она и вовсе доходила до 102-127 мм. Лучше всего был защищен непосредственно район цитадели. Так как там проходил главный бронепояс, у конструкторов была возможность защитить ее 152-мм броней.

Конструктивно был особенно важен третий броневой пояс, который простирался вплоть до верхней палубы. Его главной задачей была защита батареи шестидюймовых пушек. Мы уже говорили, что некоторые конструкторские решения не позволили устанавливать 152-мм орудия в отдельных казематах, но это не касалось четырех пушек на верхней палубе. Они были защищены 152-мм броней снаружи и 51-мм - изнутри.

Прочие участки бронирования

Лучше всего были защищены барабеты главного калибра и боевая рубка корабля - 356 мм брони. Примыкающие к барабетам части цитадели были бронированы не так хорошо - «только» 203 мм стали. Так как траверзы на верхней палубе прилегали к установкам под рациональным углом, конструкторы защитили их броневыми листами толщиной только 152 мм. Этого было достаточно для выдерживания обстрела и, вместе с тем, позволяло облегчить конструкцию корабля.

Все орудийные установки бортов прикрывались защитными листами толщиной 254 мм (лоб). Бока и крыша были защищены немногим хуже - 203 мм. Верхняя палуба бронировалась листами в 25 мм. Нижняя палуба (внутри самой орудийной цитадели) имела толщину в 51 мм (причем на скосах этот показатель равнялся 76 мм). Неплохо была защищена и карапасная палуба, бронирование которой равнялось 76 мм.

Также инженеры предусмотрели отличную защиту боевой рубки, в которой находились основные приборы управления кораблем (то есть штурвал, для сообщения со всеми боевыми постами). Для нее использовалась специальная крупповская броня, толщина которой составляла 356 мм, кормовая же рубка (она же наблюдательная) была защищена скромнее, там бронелист имел толщину 76 мм.

Вообще броненосец «Микаса», модель которого разрабатывалась лучшими английскими инженерами, был первым из японских кораблей, для защиты которого использовалась именно сталь, изготовленная по методике Круппа. До того применялась гарвеевская броня, сопротивляемость которой была меньше на 16-20%. Кстати говоря, полный вес брони на «Микасе» достигал 4091 тонн (а это почти 30% от полного водоизмещения корабля).

Силовая установка корабля

При конструировании была использована двухвальная схема. «Сердцем» корабля были трехцилиндровые паровые установки производства компании «Виккерс». Особенностью этого механизма было использование энергии «тройного расширения» пара, за счет чего удавалось экономить топливо и добиваться максимальной дальности хода на одной заправке. Ход поршня был более одного метра!

Скорость вращения валов в режиме крейсерского хода достигала 125 об/мин. Для выработки пара использовались 25 котлов Бельвиля, выдерживавших максимальное давление пара 21 кг/см². Как и само машинное отделение, их компоненты изготавливались компанией «Виккерс».

Общая поверхность котлов достигала 3,5 тыс. м 2 , причем общий размер доходил до 118,54 м 2 . Диаметр обеих дымовых труб превышал четыре метра! Проектная мощность каждой силовой установки равнялась 16000 л/с, что позволяло достигать крейсерской скорости в 18 узлов. Разумеется, только при условии не изношенных машин и своевременного обслуживания механизмов. Особое внимание инженеры уделили изготовленным из марганцевой бронзы.

Помогут увидеть, как был сконструирован броненосец Mikasa, чертежи корабля, которые вы найдете на страницах этой статьи.

Запасы топлива

Запасы угля на корабле хранились в двух огромных бункерах, проходящих по периметру обоих бортов, расположенных параллельно машинным отделениям. Причем высота их была такая, что танкеры с углем немного возвышались над главной палубой: сделано это было специально, для обеспечения лучшей защищенности. Как правило, на борт загружали 700 тонн угля, его максимальный запас составлял 1,5 тыс. тонн.

На скорости десять узлов корабль мог преодолеть 4600 на крейсерском ходу (16 узлов) максимальное расстояние равнялось 1900 морских миль. При прохождении государственных испытаний команда смогла «раскочегарить» корабль до 16,5 тыс. л/с при рекордной скорости в 18,45 узла.

Общие мореходные характеристики флагмана были весьма неплохими, но при довольно-таки слабом волнении корабль имел склонность к «закапыванию» в волну. Происходила сильная потеря скоростных характеристик. Кроме того, команда не могла нормально использовать имеющееся на борту артиллерийское вооружение.

Прочее бортовое оборудование

На борту имелось три паровых генератора, которые могли вырабатывать постоянный ток напряжением 80 В, суммарная их мощность достигала 144 кВт. По тем временам это были очень хорошие показатели.

На борту также было установлено три становых якоря Мартина. Помимо этого, для облегчения тактического отслеживания боевой информации служило шесть прожекторов. При этом два из них располагались на марсах, а еще четыре - на кормовом и носовых мостиках.

Чтобы обеспечить свой флагман надежной связью, Япония (как и во всех предшествующих случаях) заключила контракт с итальянской компанией «Маркони». Радиоантенна натягивалась между фоком и грот-мачтой. Дальности связи хватало примерно на 180 морских миль.

Для спасения экипажа при торпедировании предусматривалось 15 плавательных средств различного размера.

Боевое применение, Порт-Артур

8.02.1904 (по новому стилю - 26 января) эскадренный броненосец «Микаса» подошел к острову Круглый, находящемуся в непосредственной близости от Порт-Артура. В пять часов вечера именно на флагманских мачтах были вывешены флажки, содержание которых гласило: «Идите в атаку по заранее назначенному плану. Желаю удачи». Девятого февраля «Микаса» (в составе эскадры из восьми броненосцев) подошел непосредственно к Порт-Артуру и вступил в бой с русским флотом.

В 11 утра был открыт огонь главным калибром, причем наши корабли находились на расстоянии 46,5 кабельтов от него. Спустя несколько секунд флагман поддержали огнем остальные корабли японцев, вскоре по ним стали бить русские броненосцы и береговые батареи.

Уже в 11.16 было зафиксировано прямое попадание в «Микасу» 254-мм снарядом. Оно привело к повреждению грота и разрушению (частичному) кормового мостика. Ранено семь человек. Через несколько минут - снова попадание, и снова пострадала грот-мачта. Не менее трех раз осколками рвалось боевое знамя, которое практически сразу вешали на место. В 11.45 адмирал Того, командир броненосца, приказывает эскадре отходить.

В тот момент броненосец «Микаса», повреждения которого не представляли прямой опасности, вполне мог продолжать бой. Того отвел корабли из-за меткой стрельбы береговой батареи, снаряды которой, даже при однократном попадании, вполне могли отправить судно на дно.

В тот день сколь-нибудь значимый успех не сопутствовал ни одной из сторон сражения. В дальнейшем же и «Микаса» особо значимых деяний не совершил, но зато его минные катера сумели несколько раз сильно повредить некоторые русские броненосцы.

Цусима

К началу весны 1905 года эскадренный броненосец Mikasa был в значительной степени отремонтирован после боев. Учитывая опыт предыдущих сражений, японское командование приказало значительно увеличить боекомплект на борту. И он очень понадобился японцам 14 мая в 13.10 минут, когда началось сражение при Цусиме.

Бой длился более суток. За это время японский броненосец «Микаса» получил около 40 попаданий (и это - только наиболее существенные). Большая часть из них приходилась на 305-мм снаряды. Наиболее невезучим оказалось третье казематное 152-мм орудие. В его крышу угодил 305-мм русский снаряд. В результате погибло около девяти человек. Судну очень повезло, что не детонировал боекомплект.

Через два часа в то же самое место (!) попал 152-мм снаряд. На этот раз погибло еще два матроса, но взрыва, как и в прошлом случае, по счастливой случайности удалось избежать. Прочие повреждения привели к выходу нескольких орудий из строя, в паре мест начали опасно расходиться броневые плиты корпуса.

Но куда хуже закончилась стоянка 11 сентября на базе в Сасебо. И поныне не установлены причины, из-за которых детонировала большая часть бортового боезапаса. Броненосец «Микаса» (фото которого есть в статье) быстро пошел ко дну. Спасла его сравнительно небольшая глубина, но даже в таких условиях только четвертая попытка подъема завершилась успехом. Сразу погибли 256 матросов, еще 343 человека получили ранения, впоследствии также оказавшиеся смертельными.

Огромную дыру в борту заделали, и уже через 11 месяцев корабль снова был в строю. Впрочем, для окончательной ликвидации последствий катастрофы понадобилось еще два года. В годы Первой Мировой войны корабль патрулировал побережье Японии, участвовал в интервенции, стоял на рейде в бухте Владивостока.

Окончательно из состава флота корабль был исключен в 1923 году. Кстати, любой желающий и поныне может посмотреть на судно «Микаса» (броненосец). Где находится этот корабль в настоящее время? Он стоит в Йокосуке.

Кстати говоря, процедура превращения броненосца в музей сама по себе доставила инженерам немало проблем. Сперва пришлось откопать огромный сухой док, заполнить его водой… А затем завести в него судно и полностью этот док осушить. Корабль и поныне стоит, вкопанный по ватерлинию, как будто бы полностью готовый к новому походу.

Его образ широко используется в искусстве. Так, предложить вам броненосец «Микаса» из бумаги вам сможет практически каждый сувенирный магазин. Кроме того, корабль можно увидеть во многих компьютерных играх, его упоминания часто встречаются в литературе.

Вместо завершения

Итак, насколько удачен оказался броненосец Микаса? Модель его имеет английское происхождение, но этот уроженец Туманного Альбиона оказался на диво приспособлен к японским условиям.

Кстати говоря, именно Англия, по сути, оказалась в выигрыше от постройки данного корабля. Во-первых, страна получила возможность занять рабочих на верфях. Во-вторых (что немаловажно), практически все «сопутствующие товары» наподобие пороха японцы также купили в Великобритании.

Но куда важнее была практика: английские специалисты досконально изучали успехи японцев в Русско-Японской войне, делали выводы, составляли прогнозы, решали, как им лучше модернизировать собственный флот. И это - без вступления в сражения!

Так насколько же хорош был броненосец «Микаса»? Оценка проекта довольно высока. Специалисты отмечают хорошее и равномерное бронирование корпуса, неплохую вооруженность, отличное качественное оснащение корабля. Особенно высоко оценивается качество броневой стали: если бы не ее свойства, то в 1905 году корабль наверняка бы не выдержал сорока прямых попаданий.

Кроме того, броненосец «Микаса» (чертежи это подтверждают) имел впечатляющую боевую живучесть. Она была достигнута за счет рационального расположения водонепроницаемых отсеков.

А какие у проекта были недостатки? Их также было немало. Во-первых, мы уже указывали на склонность корабля к «зарыванию» даже при невысокой волне. Во-вторых, изначально японские адмиралы хотели получить корабль с крейсерской скоростью до 25 узлов, но в реальности броненосец смог разогнаться только до 18 узлов.

Впрочем, все это были мелочи. На практике оказалось, что единственным весомым недостатком был малый боезапас. Также инженеры пришли к выводу, что для орудий главного калибра требуются более длинные стволы.

shopProduct Object ( => Array ( => 39220 => => Склеиваемая пластиковая модель Японский Броненосец Mikasa 1905. Масштаб 1:200 => => ​Микаса - японский броненосец, флагман японского флота. Назван в честь горы в префектуре Нара. Заказан в 1898 году, строился на верфи Виккерса в Великобритании. Спущен на воду в 1900, вступил в строй в 1902. => => => {$name} купить за {$price} в интернет-магазине «Мир Моделей» с доставкой по России. =>

Микаса - японский броненосец, флагман японского флота. Назван в честь горы в префектуре Нара. Заказан в 1898 году, строился на верфи Виккерса в Великобритании. Спущен на воду в 1900, вступил в строй в 1902.

Был флагманом японского флота во время русско-японской войны. Участвовал в сражении в Жёлтом море и Цусимском сражении.

Погиб в Сасебо в ночь на 11 сентября 1905 года от взрыва кормового погреба (погибло 250 и ранено 340 человек). Броненосец затонул на ровном киле на глубине 11 м, и первую неудачную попытку поднять его сделали 25 декабря того же года. После нескольких попыток в августе 1906 года был поднят на поверхность и после двухлетнего ремонта возвратился на службу. Во время первой мировой войны нёс службу по охране японского побережья.

В 1923 выведен из состава флота. Превращён в корабль-музей. Бомбился американцами во время второй мировой войны. После окончания войны с него было снято оружие, сам броненосец находился в плохом состоянии. В 1958-1961 на корабле были проведены восстановительные работы.

=> 1 => 2016-11-24 11:57:37 => 2017-01-24 16:27:50 => 0 => 0 => 33 => 1002359 => => => 128358 => png => product39220.php => 0.00 => 10430 => 0 => RUB => 10430.0000 => 10430.0000 => 0 => 0 => => => 0 => 0.0000 => 2383 => => 0 => 0.0000 => 0.0000 => 0.0000 => 1 => RUB => 10430.0000 => 10430.0000 => 10430.0000 => 10430.0000 => 10430.0000 => 10430.0000 => 0.0000 => 0.0000 => Array ( => Array ( => 128358 => 39220 => => MM-62004 => 1 => => => 10430 => 10430 => 7190 => 0 => 0 => 0 => => => 0 => => 0 => Array ( => 0 => 0) => RUB => RUB => 10430 => 10430 => 0 => 0 => 10430 => 0)) => Array ( => Array ( => 2383 => => 601 => 602 => 2 => 764 => Флот => => Сборные модели кораблей - купить в "Мир Моделей" => => => 0 => flot => plastikovye-modeli/skleivaemye-modeli/flot => 274 => => => 2018-05-10 13:20:50 => 2018-07-22 18:31:51 => price,18,12,93,95,117,115,111 => => 1 => 1 => .jpg)) => plastikovye-modeli/skleivaemye-modeli/flot => 10430.0000 => 0 => Array ( => Пластиковая модель => Модель для склейки => Флот => 1:200 => 1:200 Флот => Броненосец) => Array () => Array ( => shopDimensionValue Object ( => 2 => kg => dimension.weight => => 2 => => => 39 => 19 => 14) => MERIT INTERNATIONAL => Array ( => Пластик) => Высокая => 1:200 => Корабли => Военный => Array ( => Надводная) => XX век до 1939 года => Array ( => Паровой) => Array ( => Броненосец) => Сборная => Модели => США) => Array ( => Array ( => 1002359 => 39220 => 2016-11-24 12:00:50 => => Склеиваемая пластиковая модель Японский Броненосец Mikasa 1905. Масштаб 1:200 => 0 => 654 => 490 => 231016 => => MM-62004.png => png => => => => /wa-data/public/shop/products/20/92/39220/images/1002359/1002359.96x96.png)) => Склеиваемая пластиковая модель Японский Броненосец Mikasa 1905. Масштаб 1:200) => Array ( => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1) => 1 => shopProductModel Object ( => shop_product => waDbMysqliAdapter Object ( => mysqli Object ( => 1 => 5.5.47 => 50547 => 0 => => 0 => => Array () => 14 => Localhost via UNIX socket => => 0 => 5.5.59-0+deb7u1-log => 50559 => Uptime: 17158389 Threads: 8 Questions: 10480753553 Slow queries: 51292 Opens: 14864 Flush tables: 1 Open tables: 1600 Queries per second avg: 610.823 => 00000 => 10 => 14966305 => 0) => Array ( => localhost => => s7 => kDueSpGsufw => s7 => mysqli)) => => Array ( => Array ( => int => 11 => 0 => 1) => Array ( => varchar => 36) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => int => 11) => Array ( => datetime => 0) => Array ( => datetime) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255 => 0 =>) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 10) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => decimal => 3,2 => 0 => 0.00) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => char => 3) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => int => 11 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11 => 0 => 1)) => id => => Array () => default)) 1

Эскадренный броненосец "Микаса" - японский броненосец первого ранга, строившийся по кораблестроительной программе 1896 г. На момент вступления в строй был одним из самых мощных боевых кораблей мира. Принимал активное участие в Русско-японской войне, был флагманом адмирала Того при блокаде Порт-Артура и в Цусимском сражении. В настоящее время в статусе корабля-музея находится в г. Йокосука, Япония, на вечной стоянке.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 15 140 т.

Длинна : 131 м.

Ширина : 23,2 м.

Скорость хода : 18,25 узлов.

Дальность плавания : 4600 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 14 орудий калибра 152 мм;
  • 20 орудий калибра 76 мм;
  • 12 орудий калибра 47 мм (8 с длинной ствола 40 калибров, еще 4 - с длинной ствола 33 калибра);
  • 4 торпедных аппарата (457 мм).

Бронирование: до 356 мм.

Экипаж : 830 человек, из них 40 офицеров.

Введен в строй : 1902 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Японская кораблестроительная программа 1896 г. предполагала постройку шести новых эскадренных броненосцев, вооруженных 12-ти дюймовыми орудиями. Сама эта программа появилась по результатам первой китайско-японской войны, которая со всей очевидностью выявила необходимость наличия в японском флоте крупных и тяжеловооруженных кораблей. Ранее ставка делалась на скоростные и легкие корабли, основным вооружением которых были торпеды и среднекалиберная артиллерия. "Микаса" был последним броненосцем, построенным по указанной программе, и его проектирование велось с учетом ранее сданных и заложенных кораблей.

Поскольку японские кораблестроители не имели достаточного опыта проектирования и строительства крупных современных кораблей, программа изначально предполагала постройку броненосцев за границей.

Строителем "Микасы" стала английская фирма "Vickers , Sons & Mahin", вообще, все японские броненосцы по программе 1896 г. строились в Англии, хотя и на разных верфях. "Микаса" основными обводами корпуса повторял строившийся "Асахи", но с двумя важными отличиями: более прочной крупповской броней и значительно более продуманным делением на отсеки, что заметно облегчало борьбу за живучесть корабля.

Следует отметить, что упомянутый прототип "Микасы", в свою очередь, был разработан на основе весьма удачных английских броненосцев типа "Канопус".

Постройка и испытания.

Официальная закладка "Микасы" состоялась 24.01.1899 г., а 08.11.1900 г. корабль был спущен на воду. Поскольку броненосец строился, условно "серийно" и, к тому же последним в этой "серии", каких-либо значительных проблем при его проектировании и постройке не было. В немалой степени этому способствовал и огромный опыт британских инженеров в проектировании и строительстве крупных боевых кораблей.

В марте 1902 года новый японский корабль вышел на испытания, длившиеся до конца года и подтвердившие требуемые характеристики. Одновременно с испытаниями шло обучение японского экипажа, который и повел броненосец в Японию после приемки корабля.

Описание конструкции.

Уже при закладке корабля было очевидно, что он станет одним из сильнейших броненосцев мира: прочная крупповская броня, скорострельные орудия Армстронга, высокая скорость и продуманная компоновка - все это обещало весьма эффективную боевую машину.

Кроме того, на момент ввода в строй это был один из самых крупных боевых кораблей мира. Длинна корабля составляла 131,7 м., ширина - 23,2 м., осадка - 8,3 м.

Бронирование.

Защиту корабля обеспечивали два (условно - три) бронепояса: главный достигал толщины 229 мм., постепенно утончаясь к оконечностям до 102 мм. Второй бронепояс толщиной 152 мм. защищал цитадель корабля и доходил до верхней палубы, прикрывая одновременно батарею шестидюймовых орудий.

Кроме того, "Микаса", видимо, стал первым японским броненосцем, имевшим две бронепалубы: верхняя, толщиной 25 мм, и нижняя - в цитадели, толщиной 51 мм. На скосах толщина нижний бронепалубы доходила до 76 мм.

Наибольшая толщина брони корабля составляла 356 мм. Столь внушительной защитой была прикрыта боевая рубка и барбеты башен главного калибра. Лобовая броня башен составляла 254 мм. Вся броня (кроме бронепалубы), впервые в японском флоте, была изготовлена по методу Круппа, что делало ее значительно прочнее, чем использовавшая ранее гарвеевская броня. Корпус делился на изолированные отсеки многочисленными переборками, что заметно повышало живучесть броненосца при поступлении забортной воды.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка состояла из двух вертикальных трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 25 котлов Бельвиля, отличавшихся надежностью и экономичностью. Все это позволяло броненосцу, водоизмещением более 15 000 тонн, развивать скорость 18,5 узлов.

Угольные ямы тянулись вдоль каждого борта и обеспечивали дополнительную защиту механизмов, в движение корабль приводили два четырехлопастных гребных винта. В целом, каких-либо значительных проблем с энергетической установкой на "Микасе" не отмечалось: все ее части работали надежно и обеспечивали достаточно стабильные ходовые качества.

В то же время, корабль имел склонность зарываться носом в волну при сильном волнении моря: это несколько усложняло прицельную стрельбу и уменьшало скорость, но за все долгие годы службы это не стало для броненосца ощутимой проблемой.

Вооружение.

Артиллерия корабля состояла из четырех двенадцатидюймовых (305 мм) орудий в двух башнях, расположенных на носу и корме корабля. Особых новшеств здесь привнесено не было, за исключением усовершенствованных систем подачи снарядов, которые несколько увеличивали скорострельность по сравнению с предшественниками.

Заметно интереснее была расположена артиллерия среднего, 152-мм, калибра. В отличие от других японских броненосцев, на "Микасе" почти отказались от казематов, расположив 10 из 14 орудий среднего калибра в верхней цитадели. Оставшиеся четыре 152-мм орудия располагались в казематах на верхней палубе.

Кроме всего вышеизложенного на броненосце имелись 20 орудий калибром 76 мм. и 12 скорострельных 47-мм орудий. Завершали комплекс вооружения корабля 4 бесполезных подводных торпедных аппарата, установленных, судя по всему, по традиции: как и для других крупных кораблей того времени выход на дистанцию торпедной атаки был чем-то из области фантастики.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оборудование "Микасы" на момент ввода в строй включало все возможные достижения науки и техники того времени: традиционные машинные телеграфы и переговорные трубы дополнялись электрической сигнализацией и централизованным управлением стрельбой.

Служба.

Русско-японская война.

Биография "Микасы" оказалась чрезвычайно богатой. Броненосец принимал активное участвовал в Русско-японской войне, будучи флагманом адмирала Того.

В ходе сражения в Желтом море огонь русской эскадры Тихого океана сконцентрировался на "Микасе": броненосец получил около 20 попаданий. Снарядами была повреждена большая часть артиллерии, выведена из строя кормовая башня, пробит главный бронепояс, оторван кусок брони на уровне ватерлинии, что едва не привело к гибели корабля. Тем не менее, броненосец устоял, хотя и пробыл после этого в ремонте до февраля 1905 г.

"Микаса" снова нес вымпел адмирала Того во время Цусимского сражения и, на этот раз, несмотря на многочисленные попадания, опасных повреждений не получил. По заявлению японцев Того находился на открытом мостике весь бой, выражая тем самым презрение к смерти. Насколько это достоверно сказать сложно, но факт остается фактом - и японский адмирал и его флагман благополучно пережили побоище в Корейском проливе, в отличие от Второй тихоокеанской эскадры Российской империи.

Через несколько дней после окончания Русско-японской войны, в ночь на 12 сентября 1905 г. "Микаса" взорвался: на воздух взлетел кормовой погреб боезапаса. Погибли от 114 до 250 человек (данные разнятся), а сам броненосец затонул на глубине около 11 метров. Тем не менее, корабль был поднят и 1908 г. снова вступил в строй: кроме солидного ремонта на нем заменили артиллерию главного и среднего калибра.

В Первой мировой войне и в послевоенный период.

В годы Первой мировой войны "Микаса", к тому времени уже устаревший из-за появления дредноутов, прикрывал японское побережье. Участвовал в японской интервенции на Дальний восток после революции в России, в ходе которой напоролся на камни и едва не затонул. Ремонтировался "Микаса" в доке Владивостока, что, принимая во внимание историю двух стран, представляется весьма занятной подробностью боевого пути броненосца.

В 1926 году эскадренный броненосец "Микаса" был превращен в памятник, но после Второй мировой войны с него сняли орудия, демонтировали надстройки и начали разборку корпуса, однако это занятие по каким-то не вполне очевидным причинам прекратили.

До 1960 года полуразобранный "Микаса" простоял в Йокосуке, затем его решили восстановить в первоначальном виде. В мае 1961 г. работы были завершены и один из самых заслуженных японских кораблей окончательно стал музеем и памятником, как адмиралу Того, так и самому себе.


Сегодня в мире есть немало кораблей-памятников, и «память» у каждого из них своя. Вот и у японцев есть корабль-памятник, который самым тесным образом связан с именем конкретного адмирала и конкретного сражения. Это броненосец начала ХХ века, флагман японского флота, ну а сегодня корабль-музей. Назвали этот корабль в честь горы в префектуре Нара. Заказан он был в 1898 году, строился в Англии на верфи фирмы «Виккерс». Спущен на воду в 1900 году, а в строй действующих кораблей он вступил в 1902-ом. Наверное уже все поняли, что речь пойдет о броненосце «Микаса» - флагмане адмирала Того в историческом Цусимском сражении.

Броненосцы «Микаса» и «Сикисима». Картина пензенского художника мариниста А.Заикина.

Начнем с того, для каких целей создавался этот корабль. Когда в 1895 году Япония разгромила аграрный и отсталый Китай, для мирового сообщества это стало событием. Однако японцам эта победа особого удовлетворения не принесла, и вот почему. Добить Китай не позволяла Россия. Ведь именно из-за давления со стороны Российский империи Япония так и не смогла аннексировать Маньчжурию, и отдать захваченный Люйшунь (Порт-Артур). Поэтому было решено, что с Россией придется воевать, а для этого нужен был флот из кораблей, превосходящих российские. Поэтому уже в 1895 году японцы принимают десятилетнюю судостроительную программу и начинают один за другим строить боевые корабли. Разумеется, выбрали они для этого Британию, и броненосец «Микаса» строился именно там. Проектировал его инженер Д. Макроу. С. Англичане -большие рационалисты, поэтому ничего особо нового он придумывать не стали, а решили взять за основу проект броненосца «Канопус», потомком которого и стал «Микаса». Заложили корабль на стапеле компании «Виккерс» в городе Барроу. О стоимости корабля точные данные отсутствуют, но можно считать, что она была не меньше одного миллиона фунтов стерлингов или четырех миллионов долларов. В итоге броненосец «Микаса» оказался классическим представителем британской школы боевого судостроения, но с национальным, так сказать, уклоном.


Спуск броненосца на воду.

Корпус собирался из высокосортной кораблестроительной стали и имел поперечную систему набора корпуса. Схема – однопалубная, с незначительным завалом носовых шпангоутов, но завал по миделю и в кормовой части был заметно выражен. Корпус был поделен на множество отсеков и имел много водонепроницаемых переборок, что повышало его защищенность от торпед. К числу особенностей броненосца относили наличие двойного борта и двойного дна. Бронирование борта доходило до уровня броневой палубы.


«Микаса» вскоре после вступления в строй.

В лучших традициях эпохи «после Лиссы» броненосец имел в носу таран и обладал заметной седловатостью, то есть имел прогиб верхней палубы. Для стабилизации корабля во время качки на днище были установлены боковые кили. К этому времени английские судостроители разработали состав Hartman Rahtien для покрытия подводной части корпуса, который предотвращал ее обрастание ракушками и повышал скорость хода.


«Микаса» в феврале 1905 года.

Полное водоизмещение корабля составляло более 16000 тонн, а его максимальная длина – 132 метра при средней ширине корпуса в 24 метра и осадке восемь метров. От всех других броненосцев английской постройки «Микаса» отличался заметно меньшим расстоянием между барбетами его 305-мм орудий. В результате дизайн верхней части корабля, то есть его надстроек, стал более компактным, но из-за этого конструкторского решения сделало размещение 152-мм орудий среднего калибра в отдельных казематах невозможным, вернее таковых на нем на верхней палубе поставили всего четыре, для четырех орудий.

«Микаса»: схема расположения артиллерии и бронирования.

Первый броневой пояс шириной около 2,5 м шел по ватерлинии, возвышаясь над ней примерно на 70 см. Максимальная его толщина достигала 229 мм, но в районе подводной части она постепенно уменьшалась до 127 мм, а в оконечностях составляла 127-102 мм. В районе цитадели шел второй пояс из 152-мм брони, доходивший до батарейной палубы, а выше него располагался еще и третий, тоже 152-миллиметровый, с прорезанными в нем орудийными портами, защищавший батарею из 10 шестидюймовых орудий, между которыми были устроены броневые переборки, отделявшие одно орудие от другого. Так у японцев в руках оказался корабль, имевший на борту 14 152-мм пушек, рассредоточенных таким образом, что на каждый борт приходилось по 7 орудий. Это было на две пушки больше, чем имели новейшие русские броненосцы типа «Бородино», у которых 12 орудий находились в двухорудийных вращающихся башнях. Данное решение было вполне, и даже более современным, чем традиционно британское размещение орудий в казематах, но в случае повреждения башни (даже если она всего лишь перекосилась на катках из-за разрыва или удара снаряда) из строя выходили сразу две пушки, а вот у японского корабля их нужно было «отстреливать» по одной! «Противоминный калибр» корабля состоял из 20 орудий 76-мм, расположенных в носу, в корме и в центральной батарее, находившейся над броневой палубой.


Полубронебойный снаряд к 12-дюймовому орудию британского производства. Особенностью таких снарядов было их снаряжение лиддитом – очень мощной взрывчаткой на основе пикриновой кислоты. Чтобы повысить безопасность обращения с такими снарядами, заряд пикриновой кислоты обертывали в бумагу и помещали в контейнер из латунной или медной фольги.

Барбеты, а не башни, главного калибра (в этом английские корабли также отличались от российских) и боевую рубку корабля защищала 356 мм броня. Траверзы верхней палубу имели рациональные углы, поэтому конструкторы поставили сюда броневые листы толщиной 152 мм и этим существенно облегчили этот корабль. Все орудийные установки по бортам прикрывали броневые листы в 152 мм, то есть в районе цитадели корабля был забронирован практически весь борт до главной палубы. Верхняя палуба была бронирована 25 мм броней. Нижняя палуба (внутри самой орудийной цитадели) бронировалась 51 мм листами (при этом ее скосы в сторону борта имели толщину 76 мм). Толщина брони карапасной палубы составляла 76 мм. Для рубки использовалась броня разработки фирмы «Крупп» толщиной 356 мм, но вот кормовую рубку защитили слабее. Там броня была всего 76 мм. Причем именно «Микаса» стал первым японским кораблем, для бронирования которого была применена именно крупповская броня. До этого англичане использовали гарвеевскую броню, но германская оказалась лучше на 16-20%. О том, какое значение имело повышение качества брони при уменьшении ее веса, говорит такой показатель, как вес брони на корабле. На «Микасе» ее вес достигал 4091 тонн, то есть фактически 30% от его водоизмещения.


«Микаса» - корабль-музей в Йокосуке.

При конструировании корабля была выбрана двухвинтовая схема. «Сердцем» «Микасы» стали три трехцилиндровые паровые машины «тройного расширения» фирмы «Виккерс», пар для которых вырабатывали 25 котлов водотрубных системы Бельвиля, выдерживающих максимальное давление пара 21 кг/см². Тягу в котлах обеспечивали две дымовые трубы диаметром более четырех метров каждая! Общая мощность силовой установки корабля равнялась 16000 л/с, что давало ему возможность развить максимальную скорость 18 узлов. При этом дальность его плавания экономическим ходом в 10 узлов составляла 4600 миль.


Памятник адмиралу Того перед его кораблем-флагманом.


Вот таким он был, если посмотреть на него вблизи.

Запасы угля хранились в двух огромных бункерах, располагавшихся по периметру обоих бортов, параллельно котельным отделениям. Обычно в них загружали 700 тонн угля, но корабль мог принять и больше - 1,5 тыс. тонн. В целом мореходность корабля была довольно-таки высокой, однако он имел неприятную склонность зарываться в волну, что приводило к падению скорости. Относительно низкое расположение артиллерии среднего калибра затрудняло ее использование в свежую погоду.


Возле корабля-мемориала всегда людно. Японцы любят посещать «интересные места» и группами, и семьями, и поодиночке.


То, что корабль зарыт в землю, очень удобно. Рядом с ним можно посидеть, дотронуться до его бортов, а то даже и велосипед прислонить – пусть постоит, подождет хозяина.

Корабль был обеспечен радиосвязью - аппаратами итальянской компании «Маркони» с дальностью действия в 180 морских миль. Экипаж корабля составлял 830 человек.


Среди недостатков корабля специалисты отмечали слишком уж низкое по отношению к поверхности воды расположение большинства 152-мм орудий. Вот если бы они находились на месте 76-мм, то проблем с ведением огня в свежую погоду не было бы никаких!

Боевое крещение корабль получил у стен Порт-Артура 26 января 1904 года, когда японская эскадра предприняла внезапное нападение на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде, а затем уже 9 февраля «Микаса» во главе эскадры из восьми броненосцев подошел к Порт-Артуру и вступил в сражение с русским флотом, который поддерживали огнем береговые батареи. Уже в 11.16 в «Микасу» попал 254-мм снаряд, после чего последовало еще одно попадание. Наибольшую опасность в этом бою для японских кораблей представлял точный огонь береговых батарей, поэтому адмирал Того поспешил вывести свои корабли из боя. Затем «Микаса» участвовал в бою с русскими кораблями при попытке их прорыва из Порт-Артура во Владивосток, по итогам которых боекомплект на борту корабля решили увеличить.


Якорь и носовая орудийная установка 305-мм орудий.


Барбетная установка орудий главного калибра, прикрытая сверху броневой коробкой.


А вот это снаряд не с «Микасы», а с линкора «Ямато», калибра 457-мм.

В бою в Цусимском проливе «Микаса» получил около 40 попаданий, большая часть которых пришлась на 305-мм снаряды. При этом больше всего пострадало третье казематное 152-мм орудие. Сначала в крышу его каземата попал 305-мм снаряд, от взрыва которого погибло около девяти человек и просто чудом не детонировал находившийся тут же боекомплект. Два часа спустя в это же место (!) попал еще и 152-мм снаряд. Но по счастливой случайности взрыва и в этот раз удалось избежать. Затем от попаданий снарядов вышло из строя несколько орудий, а броневые плиты корпуса в нескольких местах начали расходиться. Происходили разрывы снарядов в каналах стволов орудий главного калибра, что привело к выходу орудий из строя. Тем не менее, несмотря на все свои повреждения корабль смог остаться в строю, сохранял ход и управляемость, и вел бой до последнего момента. По данным японских источников, броненосец в этом бою потерял 18 человек, а ранено было 105 членов экипажа.


28 ноября 1947 года, идет демонтаж главного калибра.

Зато в ночь с 11 на 12 сентября во время стоянки на базе в Сасебо на корабле от невыясненных причин сдетонировала часть боезапаса в корме и броненосец быстро затонул на глубине в 11 метров, то есть, по счастью, не очень глубоко. На корабле погибли 256 матросов, еще 343 человека получили ранения, многие из которых также оказались смертельными. В корпусе образовалось огромное отверстие, которое позже заделали, так что через 11 месяцев корабль снова вступил в строй, но окончательно последствия этого взрыва были устранены только лишь два года спустя. Во время Первой Мировой войны корабль нес патрульную службу у побережья Японии, принимал участие в интервенции против Советской России и смог даже постоять на рейде бухты Владивостока. В сентябре 1921 года он налетел на камни у острова Аскольд вблизи Владивостока и вновь получил серьезные повреждения, после чего в 1923 году из состава флота его исключили.


В 1948 году корабль выглядел вот так!

В 1926 году «Микасу» превратили в корабль-музей: вырыли для этого огромный котлован в порту города Йокосуке, ввели в него броненосец и… засыпали его землей по самую ватерлинию. В годы Второй мировой войны американцы, не разглядев сверху, что за корабль находится внизу, сбросили на него несколько бомб. Затем его лишили статуса мемориала и в 1948 году превратили в танцевальный зал, для чего сняли с него башни и надстройку, соорудили на их месте длинный ангар. Так в Йокосуке появился новый Дом культуры «Микаса», названный так в честь горы из провинции Нара, то есть его боевое прошлое было перечеркнуто полностью.


Контр-адмирал Кемп Толли высаживает пальму в честь адмирала Нимица в парке возле «Микасы» во время торжеств по случаю открытия мемориала 2 июня 1961 года.

Поговаривают, что Советский Союз в это время несколько раз выступал с требованием полностью уничтожить бывший флагман адмирала Того. Но тут у «Микасы» неожиданно появился могущественный защитник и не кто-нибудь из местных, а Честер Уильям Нимиц, адмирал флота США и Главнокомандующий Тихоокеанского Флота и Прилегающих Территорий в годы войны, принимавший капитуляцию Японии в качестве представителя американской стороны.


Церемония открытия Мемориала «Микаса» 27 мая 1961 года. На первом плане представители от США контр-адмирал Кемп Толли с супругой.

Он предложил восстановить «Микаса» в качестве памятника, а поскольку стоило это недешево, подарил фонду восстановления музея списанный американский танкодесантный корабль, который японцы продали на металлолом и таким образом собрали треть нужной суммы.


Старый корабль готов выйти в море!

Ремонт старого корабля начался в 1959 году, а уже в начале 1961-ого «Микаса», от которого к этому времени остался один только корпус, был фактически отстроен заново. Правда, многие из утраченных элементов пришлось заменить муляжами, но все же это было лучше, чем ничего. Открыт для посещений он был 27 мая 1961 года, и день этот был выбран явно неслучайно! 76-летний адмирал Нимиц прибыть на церемонию не смог, но делегация от США, разумеется, приехала.


Модель броненосца «Микаса» в масштабе 1:200.

Вот так, благодаря стечению всех этих случайных обстоятельств броненосец «Микаса» дожил до сегодняшнего времени и его можно посетить и осмотреть. Специалисты считают, что он не является идеалом реконструкции, но, тем не менее, на сегодня это единственный сохранившийся хотя бы как-то броненосец, построенный на рубеже веков. Впрочем, издали он выглядит так, как если бы стоял у причальной стенки, готовый к походу. В Японии этот корабль-памятник очень популярен. А его сборную модель из бумаги или пластмассы вам предложит практически любой сувенирный магазин.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Чем подкормить помидоры после высадки в грунт: виды удобрений и правила внесения На какой день после посадки подкормить помидоры
Правильный полив рассады перцев до и после пикировки в домашних условиях
Крепление балясин и столбов лестницы: практические советы