Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Интересные факты о баратынском. Памятное место усадьбы Боратынских "Мара" с. Софьинка Музей Е.А.Боратынского. Белая зала

Усадьбу Мара, безусловно, можно назвать культурным центром в Тамбовской губернии ХIХ начала ХХ веков. Это имение было родовым гнездом семьи великого поэта Е. А. Боратынского, здесь прошло его детство, здесь хранились архивы поэта. Впоследствии, на протяжении всей жизни, он возвращался в Мару (ныне с. Софьинка, Умётский район). Мара стала для Е. А. Боратынского родным домом, родным гнездом не только как для человека, но и как для поэта. Именно в Маре им написаны «Стансы», «Запустение», «Последняя смерть», поэма «Наложница» («Цыганка»). Находясь в Маре, обретая именно в родных пенатах душевный покой, Е. А. Боратынский вёл активную переписку с А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, И. В. Киреевским. В Мару, как в одно из дворянских гнёзд Тамбовского края (и при жизни Е. А. Боратынского, и уже после его смерти), приезжали философы, литераторы, художники: поэт и переводчица А. Д. Боратынская, поэт князь П. А. Вяземский, прозаик Н. Ф. Павлов, мемуарист А. И. Дельвиг, дипломат Н. В. Чичерин, герой Отечественной войны 1812 г. Н. И. Кривцов, биолог и педагог С. А. Рачинский, лесовод А. А. Рачинский, художник Э. А. Дмитриев-Мамонов, будущий митрополит Вениамин (И. А. Федченков), историк, философ Б. Н. Чичерин, поэт А. М. Жемчужников.

Возведение усадебного комплекса началось с 1804 года . Поместье заложил Абрам (Аврам) Андреевич Боратынский (1767 – 1810), служивый дворянин, вышедший в отставку в чине генерал-лейтенанта. В 1796 году он вместе с братом Богданом Андреевичем (1769 – 1820) получает землю в Тамбовской губернии в селе Вяжли. Первоначально братья построили общий дом, надеясь на совместное проживание и управление хозяйством. Однако жизнь оказалась сложнее. Первым в имение переехал Абрам Андреевич и его супруга Александра Фёдоровна Черепанова (1777 – 1853). 7 (18) марта 1800 году у четы родился сын Евгений. Вскоре братья рассорились, причем так сильно, что Абрам решил строиться от «самого пола вновь» . Заложив усадьбу в урочище Мара, молодая чета незамедлительно туда переезжает

Выбор места для возведения новой усадьбы определялся природой урочища. Недалеко от этого места протекала река Вяжля, имелся лес, живописный овраг. В короткое время были построены дом с зимним садом, разбиты липовая аллея и парк, посажен огород.

Въезд в усадьбу украшали два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских, далее шли усадебный дом, церковь с некрополем, парк и Грот – летняя резиденцией семьи.

Храм в имении построен в 1818 году на месте сгоревшей деревянной церквушки . Его главный вход шел через колокольню, соединенную с зимней и летней церквями. Cо временем здесь появилось семейное кладбище, где были похоронены мать поэта Александра Фёдоровна Баратынская, ее родная сестра Екатерина Фёдоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (урожденная Дельвиг), Анастасия, Александра. Мраморные надгробия – единственное, что осталось на данный момент от мемориальной части имения.

Недалеко от церкви располагался парк, где были устроены пруды, каскады, беседки, каменный Грот. Особенность композиции парковой зоны – это плавный переход от регулярного французского к пейзажному стилю по мере движения от усадебного дома. Отчасти такое решение было обусловлено традицией. Многие владельцы имений России, имевшие сады, непосредственно примыкающие к жилому дому, старались сохранять одну часть парка в традиционном регулярном стиле, другую в новаторской планировке, тем самым отвергая симметрию в пользу природы и сельских картин.

Доминирование пейзажного стиля в центральной части парка отражалась на взаимном расположении местных построек. Они дополняли ландшафт, буквально растворялись в окружающей природе. Парк был полон лужайками, извилистыми тропами, мостиками, прудами, имевших в том числе и практическое значение (пруды в имении использовался для разведения рыбы).

Главное сооружение парка – каменный Грот владельцы выстроили в готическом стиле. По всей видимости, композиционные решения экстерьера Грота были навеяны архитектурой Гатчины, где служил Абрам Андреевич. До нас дошли ряд описаний Грота. Современники признавали монументальность и гармоничное сочетание архитектуры строения с пейзажем парка. Одно из воспоминаний принадлежит московской художнице К. В. Гольдингер, гостившей в Маре в 1899 году: «По краю оврага шла узкая тропинка. Сначала неглубокий овраг становился все глубже и бежавшая справа дорожка все более углублялась. Мы продолжали идти поверху и вскоре пришли к небольшому кирпичному зданию, которое как бы прилепилось к краю оврага. В этом месте овраг был глубокий, поросший кустами и деревьями. В самой глубине его находился источник, из него по самой глубине бежал небольшой ручеек... Здание как бы нависало над оврагом. Оно было построено в готическом стиле, в духе романтики 40-х годов. Стрельчатые окна и двери были обложены белым камнем. Верхняя дорожка привела нас к дубовой двери. Нам было разрешено войти в большой зал готического стиля. Он был почти пуст. Правая стена, выходящая на обрыв, освещена стрельчатыми окнами, и в них были видны верхушки высоких деревьев, растущих по склону оврага […]. В гроте было два входа большую круглую площадку перед ним, висевшую над глубоким оврагом, другой, в противоположной стене, выходил на каменную лестницу, ведущую во 2-й этаж дома. Над этим входом находилось большое круглое готическое окно с цветными стеклами – точная копия с одного из окон Вестминстерского аббатства

Таким образом, этот летний дом был построен на откосе, имел 3 этажа, из них в каждый можно было войти с земли. В то время, когда я была там, он был руиной и только с внешней стороны сохранил свой чудесный романтический облик. Дом был построен, как мне рассказывали, для летнего пребывания семьи дедом тех Боратынских, которых я застала в Маре в 1899 году...» .

Недалеко от Грота – для симметрии – была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.

Усадебный дом представлял собой одноэтажную деревянную постройку с довольно практичной планировкой комнат. Такая постройка была характерна для владельцев среднепоместного дворянства, не располагавшими значительными сумами для строительства большой усадьбы. Вероятно, владелец расценивал свой дом как временное жилье до возведения более серьезного здания.

Возведение дома совпало по времени с господством классицизма в архитектуре, что отразилось на его композиции. Первоначально дом имел форму прямоугольника, в центре фасадной части которого выступала в сад полукруглая терраса (балкон), с белыми колоннами, между которыми на каменном полу стояли горшки с цветами. Расположение цветников перед окнами было подчинено геометрическому порядку: сбоку от фасада по прямой уходила в парк липовая аллея.

В последующем усадебный дом оброс новыми постройками. К нему были добавлены жилые комнаты, зимний сад. Обращает внимание практичность расширения здания: владельцы не стали возводить отдельный флигель, а увеличивали площадь в ущерб симметрии планировки. Окончательно облик усадебного дома сформировался в 1850-1860 годах, когда к нему пристроили крытый балкон-террасу и двухэтажную башню.

В 1810 году Абрам Андреевич умер. Из-за малолетства наследников, все имение перешло к жене, которая должна была разделить собственность между детьми. В 1827 году по приглашению матери в Мару приезжает Евгений Боратынский с молодой женой, где живет почти полгода. В 1829 году поэт снова в Маре. Здесь им создается поэма «Наложница», происходит знакомство с известным тамбовским дворянином, пропагандистом творчества А. С. Пушкина Н. И. Кривцовым .

В 1833 году было подано прошение о разделе вяжлинского владения между наследниками А. А. Боратынского. Согласно прошению усадьба Мара осталась в собственности у Александры Фёдоровны, Сергей получил соседнее с имением сельцо Сергиевка, Софья – сельцо Мара, Варвара – следующее за речушкой Варваринку (Рачиновка), Лев получил усадьбу в Осиновке, Евгений – в Ядровке. Брата Ираклия в прошении не было .

С разделом имения было связано наиболее длительное пребывание Евгения Боратынского в Тамбовской губернии. С осени 1832 по зиму 1834 он занимается хозяйственными делами в своей части имения. «Радуйся, – писал поэт своему другу С. А. Соболевскому, – я нашел здешнее мое имение [Ядровку] в таком положении и получил из других такие вести, что я думать не могу ехать в Петербург. Остаюсь в деревне на год, кругом меня прекрасные степные виды, но дальнейшие мне не позволены» . . В последний раз поэт посещал Тамбовщину осенью 1840 зимой 1841 года. Затем он был занят хозяйственными делами в имении своей жены – подмосковной усадьбе Мураново. Весной 1844 года Боратынский отправился морем в Неаполь, где 9 июня (11 июля) 1844 года, он скоропостижно скончался.

Юридическую силу прошение 1833 года стало иметь только 3 февраля 1845 уже после смерти Евгения и Софьи. Согласно итоговому документу владение «оставшееся после … генерал- лейтенанта А. А. Боратынского в селе Вяжлях 1250 душ с принадлежащим к оному угодьями за исключением седьмой части, принадлежащей матери Александре Феодоровне Боратынской, остальное количество крестьян и угодий разделили между собой полюбовно». Наследная часть Е. А. Боратынского перешла к его детям Льву, Дмитрию и Николаю Евгеньевичам Боратынским .

После смерти Александры Фёдоровны Мара переходит к брату Абрама Андреевича Сергею Абрамовичу Боратынскому. Последний оказался рачительным хозяином: при нем Мара переживает свой второй расцвет. Были отремонтированы все жилые хозяйственные постройки, спроектированы и построены купальня в виде готической башни и летний домик .

Отмена крепостного права негативно отразилась на финансовой состоятельности Марской усадьбы. Сын Сергея Абрамовича Михаил, медик по образованию, твердым помещиком не был, все свое время отдавал профессии. Фактически все дела в имении берут в руки его сестры – Елизавета, Александра и Анастасия. Однако больших успехов они не добились: сказывалось отсутствие необходимой сноровки, общие неблагоприятные условия для ведения хозяйства. После смерти Елизаветы, последней из оставшихся сестер, Мара перешла к дочерям Михаила Сергеевича, живших в других губерниях и не навещавших свое имение.

В годы революции и Гражданской войны крестьяне пытались устроить в имении библиотеку-читальню и музей, но безуспешно. Мара была разрушена. В разные годы предпринимались попытки ее восстановления: в 1957 году архитектор В. Белоусов сделал первые обмеры наружных остатков стен разрушенных построек.

Конкретные действия по увековечению памяти о поэте Е. А. Боратынском и усадьбе Маре как культурно-историческом памятнике предпринимала поэт, критик-литературовед из Москвы Т. А. Жирмунская. Впервые она побывала в Софьинке и Маре в сентябре 1970 г., беседовала с учителями и учениками Софьинской восьмилетней школы. При встречах с руководством Умётского района, области Т. А. Жирмунская поставила вопрос о необходимости возрождения памяти о Боратынском, возможности ежегодного проведения праздников его поэзии именно здесь, в Маре.

По предложению краеведа А. И. Захарова Тамбовским облисполкомом было принято постановление о восстановлении усадьбы как памятника русской культуры (1976), но долгие годы никакой конкретной работы не проводилось.

С 1983 г. в Маре проводятся традиционные Праздники поэзии Е. А. Боратынского, инициаторами которых стали литературоведы, преподаватели Мичуринского педиститута В. Е. Андреев и В. И. Попков.

I Праздник поэзии Е. А. Боратынского состоялся 22 мая 1983 г. в роще близ Мары . Из Тамбова, Мичуринска, Кирсанова, близлежащих сёл и деревень приехали писатели, учёные, художники, музыканты, журналисты, краеведы. С 1983 г. на традиционные Праздники в Мару, помимо тамбовских писателей, учёных, художников, журналистов, краеведов, приезжали гости из Москвы, Воронежа, Курска, Ельца, Мичуринска, Ростова-на-Дону. Состав участников и гостей год от года менялся, но сложилась группа единомышленников, проявивших неподдельный интерес к делу возрождения Мары и как к форме этого процесса – проведению праздников поэзии. Это: В. Е. Андреев, В. И. Попков, В. Г. Руделев, А. М. Кальницкая, Л. В. Гюльназарян-Пешкова, В. Т. Дорожкина, Н. Б. Моисеев, В. Г. Шпильчин, Е. Н. Писарев, И. И. Овсянников, А. А. Соболева, Л. Ю. Евтихиева, З. И. Загумённова.

Прекрасную, добрую традицию – проведение на месте усадьбы Мары, близ с. Софьинки (Умётский район), Праздников поэзии Е. А. Боратынского удалось сохранить. Они состоялись и в первом десятилетии XXI в. (2001, 2004, 2006, 2008, 2010, 2015). На каждом Празднике высказывались пожелания о воссоздании усадьбы Боратынских, но Мара так и не восстановлена.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Тамбовские даты, 2013 год [Текст] : библиогр. календарь-справочник / Упр. куль- туры и арх. дела Тамб. обл., Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Гос. арх. Тамб. обл., Гос. арх. соц.-полит. истории Тамб. обл. ; сост.: Н. Н. Трусова [и др.]. – Тамбов: Пролетарский ссветоч, 2012. – C. 188-194

2. Климкова, М. А. Край отеческий. История усадьбы Боратынских. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2006. – С. 143.

3. Климкова, М. А. Там же. – С. 100.

4. Климкова, М. А. Там же. – С. 183.

5. Цитируется по: Климкова, М. А. Там же. – С. 150-151.

6. . Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область. Труды 73. – Москва: Министерство культуры РСФСР, 1978. – С. 206.

7. Андреев, В. Е.Судьба Ядровки имения поэта Е.А. Боратынского // Культура русской провинции. – Тамбов, 2002. - С. 41 47.

8. Андреев, В. Е.Там же.

9. Андреев, В. Е.Там же.

10. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Там же.

11. Тамбовские даты, 2013 год. Там же.

В Мураново мы ездили в октябре, когда я только приехала в Москву из Китая. погода стояла чудесная: ясное солнышко и золотая листва. до Мураново добирались электричкой, а потом пол часа шли пешком вдоль полей. вообще от усадьбы до станции ходит и автобус, но уж очень редко, а погода была уж очень прогулочная. на автобусе мы ехали назад.
усадьба позиционируется как мемориал Ф. И. Тютчеву, поэтому экспонаты и информационное наполнение посвящено гнезду Тютчевых.
меня же в первую очередь интересовал главный дом, построенный в 1842 году поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским . во-первых, потому что он был приятелем Владимира Одоевского, Евдокии Ростопчиной, Николая Гоголь, Аксаковых - из писем поэта можно заключить, что все они бывали в его имении. во-вторых, потому что совсем рядом (на следующей станции) располагалась усадьба самого Одоевского - Калистово. правда Одоевскими оно было продано к тому моменту, как поблизости поселился Баратынский. да и не осталось ничего от Калистово. но природа, ландшафт, аллеи....

в 1826 году Евгений Абрамович Боратынский женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне, поэтому впервые Мураново (тогда усадьбу Эенгельгардов) Боратынский посетил Мураново в 1826 году. с 1828 по 1844 год он с семьей почти каждое лето жил в Мураново. 29 июня 1844 года Боратынский уехал в заграничное путешествие и в Неаполе скоропостижно скончался.




главный усадебный дом (пострадал от пожара), ведется реставрация. внутрь уже пускают с экскурсией. снимать нельзя, но посмотреть есть на что.


вид от Детского домика на Главный корпус


усадебный сад был полон цветов


потомки Тютчева изображали "желтую угрозу", нарядившись в маньчжурские и японские наряды.


в парке много стендов с фотографиями, поэтому можно сравнить вид "до и после".


крылечко главного дома


Детский домик, для сравнения человеческого роста и размеров дома - фото внизу.

информация с сайта музея: При Боратынском на усадьбе существовали две фруктовые оранжереи и ананасовая теплица, а также оранжерея цветочная. В парке сохранилось несколько деревьев, относящихся ко времени Баратынского, в возрасте до 160 лет. Еще во времена Энгельгардтов в Муранове была персиковая оранжерея, перестроенная потом в 1869 г. (до наших дней она не сохранилась.) В персиковую оранжерею можно было пройти по розовой аллее, начинавшейся у северного фасада усадебного дома и продолжавшейся аллеей из плакучих берез. Северный и южный партеры дома украшали прекрасные цветники. На южном балконе, где раньше был зимний сад, стояли кадки с растениями и цветами. Усадебный дом утопал в цветущих кустарниках сирени, жимолости и жасмина.


Баратынский Евгений Абрамович, биография которого вызывает искренний интерес у поклонников поэтической лирики, - знаменитый русский поэт 19 века, современник и друг Александра Сергеевича Пушкина.

Детские годы

Родился 19 февраля 1800 года в небогатой семье дворян, проживавшей в Тамбовской губернии. Его мама Александра Федоровна была фрейлиной, а отец Абрам Андреевич - генерал-адъютантом.

Мальчик с раннего детства владел иностранными языками. Французский был принят в доме Баратынских, в 8-летнем возрасте Женя свободно на нем общался. Итальянский познал благодаря своему дяде - итальянцу Боргезе, а немецкий изучал в частном пансионе Петербурга, куда родители отдали его в 1808 году.

В 1810 году отца не стало, и заботы по воспитанию сына мать - умная образованная женщина - полностью взвалила на свои плечи. В 1812 году Евгений поступил в Пажеский корпус города Петербурга. Там с определенной группой товарищей принимал участие в шалостях, закончившихся для него весьма грустно. Одна из них граничила с преступлением (кражей) и стала поводом для исключения юноши из учебного заведения без права поступления на государственную службу, кроме солдатской.

Это позорное происшествие сильно подействовало на 15-летнего Евгения. Молодой человек не раз был готов попрощаться с жизнью. Словно сквозь мрачное стекло, стал смотреть на окружающий мир Евгений Баратынский. Стихи его имели пессимистический настрой, граничащий с душевными терзаниями, пережитыми муками позора.

Баратынский Евгений Абрамович: биография

После исключения Баратынский уехал в Тамбовскую губернию, в деревню к матери. Периодически навещал дядю - адмирала Б. А. Баратынского, проживавшего в Смоленской губернии. Жизнь на сельских просторах полностью пробудила в Евгении стихотворный талант. Рифмованные строки раннего периода были достаточно слабые, но за пару Баратынский приобрел уверенность и собственный индивидуальный стиль.

В 1819 году Евгений Баратынский, стихи которого изучаются школьной программой, был зачислен в Петербургский егерский полк рядовым. Интерес к литературе в этот период побудил его к тому, что молодой автор целенаправленно стал искать знакомство с писателями. Его работы по достоинству оценил Антон Антонович Дельвиг, оказавший значительное влияние на стиль написания Баратынского. Литератор нравственно поддержал юношу, помог в издании собственных произведений и познакомил с такими известными писателями, как Петр Плетнев, Вильгельм Кюхельбекер, и Александр Пушкин.

«Я безрассуден - и не диво!» - Евгений Баратынский именно к Дельвигу обращается в этом стихотворении, написанном в 1823 году, где рассказывает о своих сердечных страданиях, а проявлением дружбы с Александром Сергеевичем стала публикация книги «Две повести в стихах», в которую вошли поэмы Баратынского «Бал» и Пушкина «Граф Нулин».

Годы в Финляндии

В 1820 году Баратынский Евгений Абрамович, биография которого вызывает искренний интерес поклонников его творчества, в чине унтер-офицера попал в Нейшлотский полк, базировавшийся в Финляндии. Там он задержался на 5 лет. Жизнь вел спокойную, уединенную. составляли пара-тройка офицеров, с которыми он встречался у полкового командира. Этот период, оставивший глубочайшие впечатления в сознании Баратынского, ярко отразился на его поэзии. Суровый край был описан в стихотворениях «Водопад», «Финляндия», «Эда».

В печати периодически стали появляться эпиграммы, мадригалы, элегии и послания Баратынского. Особый успех ему принесла поэма «Пиры», опубликованная в 1820 году. В это время Евгений сблизился с мемуаристом и историком Н. В. Путятой, дружбу с которым сберег до конца своих дней. Николай Васильевич описывал Евгения как худощавого бледного человека, черты которого выражали глубочайшее уныние.

Баратынский Евгений Абрамович: интересные факты

Благодаря ходатайству Путяты в 1824 году Евгению было разрешено приехать в Гельсингфорс (столицу Финляндии). Там он состоял при корпусном штабе генерала Закревского и очень сильно увлекся его женой Аграфеной. Своей музе поэт посвятил множество стихотворных строк («Мне с упоением заметным», «Оправдание», «Нет, обманула вас молва», «Фея», «Бал», «Я безрассуден - и не диво!»). Евгений Баратынский много страдал из-за этой любви. Позже у покорительницы мужских сердец случился роман с А. С. Пушкиным.

Тем временем друзья Баратынского упорно добивались для него присвоения офицерского звания и все время наталкивались на отказ со стороны императора. Причиной этому был независимый характер творчества литератора, его оппозиционные высказывания. Баратынский не был декабристом, но идеи, получившие воплощение в деятельности тайных обществ, полностью овладели его сознанием. Политическая оппозиционность отразилась в эпиграмме на Аракчеева, элегии «Буря», стихотворении «Стансы». Наконец-то в 1825 году Евгений был произведен в офицеры, что дало ему возможность распоряжаться собственной судьбой. Он поселился в Москве, завел семью (женой Евгения Баратынского стала Настасья Львовна Энгельгард) и вскоре вышел в отставку.

Оседлая жизнь Баратынского

Жизнь его стала однообразной; жена имела неспокойный характер, чем причиняла немало страданий Евгению и повлияла на то, что от него отдалились многие друзья.

Мирная семейная жизнь сгладила в поэте все то мятежное, буйное, что терзало его последние годы. Поэт жил то в столице, то в своем имении (село Мураново), то в Казани, часто ездил в Петербург.

В 1839 году Баратынский познакомился с Лермонтовым Михаилом Юрьевичем. В Москве сошелся с такими писателями, как Н. Ф. Павлов, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, С. А. Соболевский. Итогом первого периода творчества Евгения Баратынского стало опубликованное в 1827 году собрание его стихотворений.

Творчество Баратынского

Разгром декабристского восстания круто изменил общественную жизнь России, что не могло не отразиться на поэзии Баратынского. Темы одиночества, великой скорби, прославление смерти как «разрешения всех цепей» («Смерть», «На что вы, дни», «Последняя смерть», «Недоносок», «К чему невольнику мечтания свободы?») вышли на первый план в его творчестве. В стихотворениях остро ощущаются пессимистические мотивы скорби, обреченности искусства, неполноценности человеческой природы, грядущей гибели человечества.

В 1832 году начал публиковаться журнал «Европеец»; одним из активных авторов стал Баратынский. Состоялось всего два выхода издания, после чего журнал был запрещен. Великий русский поэт, лишившийся сильного побуждения к словесным трудам, впал в безысходную щемящую тоску.

В 1835 году было опубликовано второе издание его произведений, казавшееся на тот момент завершением его творческого пути. Последней опубликованной при жизни Баратынского книгой стал сборник «Сумерки» (1842), объединивший стихотворения 1830-1840-х годов и посвященный князю Андреевичу. В нем ярко выражено противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека.

Путешествие в Неаполь

С конца 1839 года Баратынский Евгений Абрамович (годы жизни - 1800-1844) с женой и девятью детьми жил в подмосковном имении Мураново, позднее принадлежавшему Тютчевым. Деревенская жизнь нравилась поэту: он с удовольствием занимался хозяйством, не прекращая творческих поисков.

В 1843 году Баратынский Евгений Абрамович, биография которого подходила к концу, отправился за границу со старшими детьми и женой, полгода провел в Париже, встречался с писателями и общественными деятелями Франции. Чтобы познакомить со своей поэзией французов, поэт перевел на родной им язык несколько стихотворений.

В 1844 году Баратынский отправился морем в Неаполь через Марсель. Еще в начале пути он чувствовал недомогание, к тому же врачи предупреждали его о возможности неблагоприятного воздействия знойного климата Италии. По прибытии в Неаполь с супругой Баратынского случился болезненный припадок на нервной почве, который очень сильно подействовал на Евгения Абрамовича. У него резко усилились головные боли, часто его беспокоившие. На следующий день после случившегося - 11 июля 1844 года - Баратынский внезапно скончался.

Тело поэта было перевезено в Петербург и погребено на Лазаревском кладбище, в Александро-Невском монастыре.

Поэзия Баратынского - поэзия мысли

Как говорил великий русский поэт Александр Пушкин, поэзия Баратынского - это поэзия мысли. Поэт нового времени, романтик со сложным душевным миром, полным горести и скорби, вкладывавший в искусство большую личную страсть, был оригинален, ибо мыслил правильно и независимо. Белинский справедливо полагал, что из всех поэтов - современников Пушкина первое место занимает Баратынский Евгений Абрамович. Творчество его являет собой огромное наследие для современного поколения. После смерти Баратынского наступил длительный период практически полного забвения его произведений. Интерес к творчеству поэта возродился в конце 20 - начале 21 века.

В школьную программу входит стихотворение, которое в 1832 году написал Евгений Баратынский, - «Весна». С неповторимой трепетностью и нежностью автор передает всю необыкновенность прихода весны. Природа под пером Баратынского словно оживает, дышит и поет.

Совершенно противоположное настроение в стихотворении «Где сладкий шепот…». Евгений Баратынский описывает приход зимы, ее леденящий холод, мрачное небо и злой бушующий ветер.

Тамбовская область

Места России

Памятное место усадьбы Боратынских "Мара" с. Софьинка

Усадьба была основана генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Боратынским, отцом знаменитого поэта. С февраля 1799 до 1804 года А. А. Боратынский вместе с женой Александрой Федоровной жил в селе Вяжля (ныне Марьинка Кирсановского района), где у них родились Евгений (1800-1844), Софья (1801-1844) и Ираклий (1802-1859). После конфликта с братьями в 5 верстах от Вяжли он начал строительство дома - у оврага на северо-восточной окраине леса. Парадный фасад деревянного одноэтажного дома был оформлен мезонином с маленьким балкончиком над первым этажом, сплошной стеклянной стеной оранжереи и двухэтажной кирпичной башней, где располагался кабинет хозяина и отопительная установка для оранжереи. В августе 1833 года состоялся раздел имения А. А. Боратынского (узаконенный только в 1848 году), по которому хозяином Мары стал Сергей Абрамович Боратынский, который перенес дом и служебные постройки в рощу на пригорок, ближе к деревне Мары (ныне - Софьинка Умётского района). При этом архитектура и планировка дома были сохранены. В это время его женой была вдова барона А. А. Дельвига - Софья Михайловна (урожденная Салтыкова).
Главным помещением в доме являлась столовая (одна стена ее была стеклянная и выходила в зимний сад): Посредине большой овальный обеденный стол с блестящей полированной поверхностью, покрытый светло‑коричневым сукном. В углу у стены, примыкавшей к оранжерее, концертный рояль, шкафчик с нотами; напротив, у другой стены - гарнитур мебели - диван, несколько кресел и круглый полированный стол, весь гарнитур крыт зеленым сукном. Над диваном копия с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». У широкого тройного окна два столика - ломберных, а немного дальше у стены чайный шкафчик. На этом шкафчике стояли бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского. Меблировку столовой дополняли трюмо черного дерева, резное со столиком, на котором стояли красивые бронзовые часы под стеклянным колпаком, дальше - книжный шкаф. По сторонам трюмо висели две миниатюры - на одной из них красавица А. Д. Абамелек, жена Ираклия Абрамовича Боратынского, на другой - он сам в парадной военной форме. В углу низенький диван, тоже крытый зеленым сукном, - этот диван поступал в распоряжение детей <…> еще один шкафчик для повседневной посуды и большая кафельная белая печь.
За столовой шла гостиная с камином, облицованным мрамором. Мебель в гостиной была скромной; у окна стояла фисгармония, изготовленная Сергеем Абрамовичем. Над камином, облицованным белым мрамором, рамещался указывавший направление ветра прибор (также сделанный Сергеем Абрамовичем), связанный с флюгером на крыше; на каминной полке размещались круглые золоченые бронзовые часы, - по преданию, подарок императрицы Александре Федоровне в день ее свадьбы с молодым гене­ралом Абрамом Боратынским. В доме также стоял рояль карельской березы, на котором, по преданию, играл Михаил Иванович Глинка. В спальне своей жены Сергей Абрамович устроил «возле ее кровати так, что она могла нажать кнопку и на окнах опускались сетки, чтобы ее не беспокоили комары, если нажать другую - опускались темные занавески».
На въезде в усадьбу стояли два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских. В западной части усадьбы была расположена Покровская церковь с семейным кладбищем. В начале 1810‑х годов церковь сгорела и к 1818 году была построена каменная Вознесенская церковь в классическом стиле. На кладбище были похоронены мать поэта Александра Федоровна Баратынская, ее родная сестра Екатерина Федоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (Дельвиг), Анастасия, Александра, мраморные надгробия которых сохранились до сих пор. Справа от входа, в углу кладбища, было выделено место для погребения иноверцев, где похоронили гувернера, итальянца Жьячинто Боргезе.
В парке на краю оврага был сооружен грот - здание, фасад которого напоминал старинный полуготический замок. Оно состояло из нескольких частей, каждая из которых имела самостоятельный выход. Центральная часть, с овальными, слегка заостренными кверху окнами с цветными стеклами, представляла собой большую квадратную залу с люстрой, - которую и называли гротом. Здесь, по воспоминаниям композитора Ю. К. Арнольда, жившего в 1839 году по соседству с Боратынскими, были поставлены два акта оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти; партии исполняли члены семьи Боратынских. На другой стороне оврага - для симметрии - была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.
Гостями имения Боратынских были Н. И. Кривцов, Э. А. Дмитриев-Мамонов, барон А. И. Дельвиг, Н. Ф. Павлов, А. Д. Баратынская (урожденная княжна Абамелек-Лазарева), А. М. Жемчужников, В. Н. Чичерин и его брат Б. Н. Чичерин, Ц. А. Кюи и другие.
В 1820-1830 годах в Мару приезжал и подолгу жил здесь Евгений Боратынский. Уже в 1837 году и особенно в последний приезд в Мару осенью 1840 - зимой 1841 годов он с горечью отмечал, что усадьба приходит в упадок. Здесь была написана знаменитейшая элегия на русском языке, так и названная, - «Запустение».
После смерти Сергея Абрамовича Боратынского хозяйкой имения стала его жена, Софья Михайловна. После ее смерти имением управляла жившая здесь с двумя незамужними дочерями Сергея Абрамовича дочь Дельвига - Елизавета Антоновна. Она была инициатором создания в усадьбе сценическо-музыкального общества; к постановкам привлекались родственники и соседи по имению; на вечерних концертах читались стихотворения Пушкина, Боратынского, Дельвига, исполнялись романсы. По воспоминаниям Е. Н. Шаховой «все сестры Баратынские были замечательными музыкантшами, особенной одаренностью обладала Чичерина Софья Сергеевна, в молодости, посещая с мужем Италию, она выступала в Риме на любительских концертах в игре на рояле, арфе, виолончели и имела огромный успех».
Во время погромов помещичьих усадеб в 1905 году имение почти не пострадало. После революции 1917 года усадьбу национализировали. В апреле 1919 года, по сведениям журналиста Е. В. Кончина, Вяжлинским волостным советом и местным комитетом РКП ставился вопрос об увековечении памяти Е. А. Боратынского, устройстве в бывшем усадебном доме музея и сельской библиотеки-читальни имени поэта. В письме от 12 мая 1919 года Е. П. Катин писал: "В моих скитаниях по Тамбовской губернии я забрел в село Вяжлю, при коем находится имение поэта Боратынского. Оно каким-то чудом уцелело от поголовного истребления.… Были имения, в которых в буквальном смысле не осталось камня на камне.… Среди этого нашествия вандалов каким-то чудом осталось нетронутым имение Боратынских. В нем устроен агрономический пункт, и в самом доме живет агроном Александр Викторович Соколов. Все материальные ценности украдены…, но духовные сокровища целы. Полное собрание рукописей Дельвига, предсмертное письмо Рылеева, письмо Пушкина, рескрипты Анны Иоанновны - вот приблизительно, что там есть.… Не говоря уже о том, что сам дом должен быть сохранен, все, что в нем еще пока есть, необходимо сберечь самым тщательным образом… Добейтесь во чтобы то ни стало через Анатолия Владимировича <вероятно, имеется в виду Анатолий Васильевич Луначарский> принятия экстренных мер к надлежащей охране…"
В августе 1919 года здесь занимался систематизацией рукописного собрания сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса Кирилл Петрович Сперанский, который вывез архив в Тамбов, где на заседании Тамбовского общества изучения природы и культуры родного края сделал доклад. В 1920 году архив был перевезен в Москву, а затем часть в Петроград. В 1921 году копия картины «Сикстинская Мадонна», бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского поступили в Кирсановский музей. Вскоре усадебный дом был передан Град-Уметскому волостному комитету; через некоторое время в здании произошел пожар. Парк был отдан в аренду крестьянскому кооперативу «Товарищество Свободы». В церкви после закрытия хранилось зерно. В начале 1940-х годов было разрушено кладбище, а в 1954 году здание церкви было разобрано на кирпич.
На протяжении ХIХ столетия имение Боратынских Мара было своеобразным культурным центром. Что-то непреодолимое тянуло сюда многих знаменитых людей того времени. Здесь читались и обсуждались стихи, велись споры философского характера, писались живописные произведения, звучала музыка, ставились оперы. Тамбовскую усадьбу Боратынских по праву можно назвать «дворянским гнездом», поскольку здесь родились, выросли и получили первоначальное образование дети самого просвещенного сословия русского государства.
На Тамбовщине имя великого поэта не забыто. До недавнего времени имение Мара представляло собой руины фундамента, вырубленный парк, полуразрушенный некрополь. Но благодаря стараниям тамбовских и мичуринских краеведов, литературоведов отремонтирована дорога, восстановлен некрополь, с 1984 года в селе Софьинка ежегодно проводят праздники - дни поэзии Е.А.Боратынского, функционирует музей Е.А. Боратынского.

Примечание
Фамилия поэта имеет двоякое написание. Во второй половине XIX века преобладало написание через букву "а" - Баратынский; оно возникло при жизни Евгения Абрамовича исключительно по инициативе первых его издателей и с ним поэт вошел в литературу. Однако свои письма и деловые бумаги представители древнего дворянского рода Боратынских подписывали через букву "о"- Боратынские. Об этом свидетельствуют и надписи на надгробных памятниках членов фамилии, ныне находящихся на кладбищах Петербурга, Москвы, Тамбовщины.

Информационно-туристический портал Тамбовской области http://www.turtmb.ru/

Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих, и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь. Степного неба свод желанный, Степного воздуха струи, На вас я в неге бездыханной Остановил глаза мои.

Но мне увидеть было слаше Лес на покате двух холмов И скромный дом в садовой чаще, Приют младенческих годов, -

писал Е.А. Баратынский в своем стихотворении, посвященном возвращению в 1828 году в Мару - родовое имение Баратынских в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.

В 1797 году император Павел I пожаловал братьям Баратынским - генерал-лейтенанту Абраму Андреевичу и вице-адмиралу Богдану Андреевичу - большое тамбовское село Вяжля. В 1802 году оно было разделено между братьями. A.A. Баратынскому досталась та часть села, что называлась Мара; говорили, что «по-татарски» это означает «овраг». A.A. Баратынский возвел здесь большой каменный дом, хозяйственные помещения, а в пресловутом овраге устроил каскад прудов, мостики, беседки, каменный грот с потайным ходом, разбил парк.

19 февраля 1800 года в Маре родился Евгений Абрамович Баратынский - Буба, как его ласково звали родители. «Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя», - писал счастливый отец. Воспитателем ребенка стал итальянец Дж. Боргезе, с которым у мальчика быстро установились дружеские отношения. Под руководством «дядьки» будущий поэт освоил итальянский и французский языки, а его эмоциональные рассказы о далекой Италии навсегда запечатлелись в душе ребенка.

Ты мне Италию порой

Хвалил с блестящим увлечением,

Страну, любимую тобой... -

Это строки из стихотворения «Дядьке-итальянцу», написанного Баратынским в 1844 году в Италии. К тому времени любимого дядьки-итальянца уже давно не было на свете, и самому поэту оставалось жить считанные месяцы...

Баратынский провел в Маре первые двенадцать лет жизни. В 1812 году его отправили учиться в Пажеский корпус в Петербург, потом была неприятная история с кражей, солдатская служба в Финляндии... Только в 1828 году Баратынский снова побывал в Маре. К тому времени усадьба находилась в запустении. Повзрослевшие дети разъехались кто куда. После смерти отца усадьба еще какое-то время поддерживалась, но потом в Маре осталась только мать, А.Ф. Баратынская, которой трудно было следить за порядком в обширном имении. Парк зарастал, беседки и мостики разрушались.

Баратынский приезжал в Мару обыкновенно на несколько месяцев. С&мым длительным было его пребывание в Маре с осени 1832 по зиму 1834 года. Он много работал, здесь написал стихотворения «Я возвращуся к вам, поля моих отцов», «Она», «Судьбой наложенные цепи», «Не бойся едких осуждений», «Последняя смерть», «Княгине З.А. Волконской», «Не ослеплен я музою моею», «Подражатели», «Я посетил тебя, пленительная осень» и др. Последний раз Баратынский приехал в Мару в 1837 году.

А.Ф. Баратынская умерла в 1852 году, прожив в ней почти безвыездно всю свою жизнь. Умная и образованная, она умела дать прекрасное воспитание всем своим детям. Они часто навещали ее: Ираклий - ярославский губернатор; Лев - остроумный и веселый собеседник, душа местного общества; Сергей - врач, оставивший по себе добрую память в здешних местах; Варвара - жена знаменитого педагога С.А. Рачинского, владельца Татева.

После смерти матери усадьбу унаследовал брат поэта - Сергей Абрамович Баратынский. При нем усадьба пережила второе рождение: был расчищен и благоустроен парк, восстановлены «затеи». «Над гротом в овраге, где он любил проводить целые дни, укрываясь от летнего зноя, Сергей Абрамович построил прелестное летнее жилище, куда он переселялся со всем семейством на несколько недель или даже месяцев. Внизу, возле источника, возвышалась изящной архитектуры купальня в виде готической башни, к которой вел красивый мост... В семейные праздники по лесу развешивались разноцветные фонари и зажигались бенгальские огни, что придавало всей местности фантастический вид», - вспоминал Б.Н.Чичерин, сосед Баратынских по имению: его родовая усадьба Караул находилась поблизости.

Мара, имения Хвощинских - Умет и Н.И. Кривцова - Любичи образовывали, по словам современников, «замечательный культурный центр». «Культурное значение подобных средоточий, на старых родовых гнездах основанных, несомненно: пока еще живут эти, увы, поредевшие ныне уголки в старом отечестве, пока правительством не совсем еще расшатаны лучшие устои его спокойного и мирного развития, еще нельзя отчаиваться за будущее», - писал в 1906 году граф С.Д. Шереметев. Что ж, граф Шереметев достаточно трезво смотрел на будущее России. Идеализировать помещичий быт, конечно, ни в коем случае нельзя - тут много было, говоря словами A.C. Пушкина, «и барства дикого, и рабства тощего». Но действительно, после падения церкви и русской усадьбы - оплота семейных, фамильных, родовых традиций, связывавших поколения рода и историю страны в органическое целое, - в 1917 году погибла и наша страна. И все современные попытки «возродить» что-то русскоподобное заранее обречены на провал, ибо отсутствует, разорвана, уничтожена связь времен, и на малопонятных большинству из нас развалинах прошлого уже ничего построить невозможно. «Драгоценны вековые могучие связи, и не порываются они безнаказанно; недаром события тяжким укором и назиданием отвечают общественному легкомыслию и убожеству», - писал тот же С.Д. Шереметев.

Хозяин Мары С.А. Баратынский умер в 1866 году. Его жена владела имением еще двадцать два года. С 1888 года усадьба перешла к их детям.

Уже с конца XIX века Мара постепенно стала приобретать мемориальное значение. «Оставшиеся в живых из рода Баратынских продолжают свято хранить и старую усадьбу своих предков, и неугасимые лампады над их могилами», - сообщается во втором томе «Полного географического описания нашего Отечества», изданного под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Летом 1917 года Мара была разграблена и сожжена. В апреле 1919 года местный волостной совет принял решение об устрой* стве музея в разоренной усадьбе, но тут вспыхнуло Антоновское восстание. Мара попала в эпицентр боевых действий. В последующие годы была разрушена Ильинская церковь, вырублен парк.

До наших дней от усадьбы Баратынских не сохранилось ничего, кроме семи или восьми разбросанных белокаменных надгробий на разоренном кладбище. Вопрос о восстановлении усадьбы и о создании в ней музея обсуждался в 1970-х годах, но до дела так и не дошло. Как известно, русская культура - не самая необходимая вещь в повседневной жизни современных «русских патриотов».

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как сделать настольный календарь своими руками из бумаги
Как сделать елку из шишек сосны Как сделать елку из шишек сосны пошагово
Свойства пирамидальной воды