Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Китайский дворец в Ораниенбауме. Интерьеры. Два интерьера с креслами Utrecht, дизайн Геррита Ритвельда, Cassina. В каком интерьере эти кресла смотрятся лучше? Какие помещения отреставрированы в китайском дворце ораниенбаума

Декор интерьера – это великолепная возможность создать жилище своей мечты, воплощающее ваши представления об эстетичности, эргономичности и уюте. Создавая декор своими руками, мы вкладываем в наши дома и квартиры частичку собственной души, делая их оригинальными и индивидуальными. Но для того чтобы получившийся интерьер выглядел по-настоящему гармонично и стильно, необходимо вдохновение. Его вы и найдете на страницах нашего сайта. Выбирая декор кухни или квартиры, мы нередко стремимся сделать его как можно более функциональным. Однако многие забывают о том, что, например, кухня – это далеко не только место приготовления пищи, но и комната, где вся семья собирается для дружеского, теплого общения. Вот почему фото декора для кухни, представленные на нашем сайте, призваны помочь вам сделать правильный выбор. Существуют ли универсальные критерии, по которым следует выбирать декор кухни или квартиры? Разумеется, нет. Каждая квартира, каждая комната неповторима, а потому нуждается в тщательном изучении своих особенностей. Однако дизайнеры разработали несколько простых советов по подбору оптимальных интерьерных решений: декор квартиры должен соответствовать духу своего владельца – только так он сможет принести владельцу ощущение умиротворения и удовольствия от отдыха; декорировать интерьер необходимо, исходя из архитектурных особенностей помещения: нельзя использоваться обилие темных элементов или лепнину в маленьких комнатах, равно как и оформлять внушительные помещения небольшими предметами в стиле прованс; подбирать материалы, предметы декора и интерьера необходимо на основе разработанного стиля помещения и полностью ему подходить, иначе создастся ощущение диссонанса и дискомфорта. Декор квартиры создать не так просто, как кажется. Но просматривая подборку идей интерьерного дизайна на нашем сайте, вы непременно найдете что-то на свой вкус! Создание декора интерьера собственными руками – это не только модно, но и очень интересно! Взгляните на фото декора интерьера, и вы поймете, что такое настоящая красота в стиле hand-made. Вручную расписанные шкатулки, тумбы и столики, оформленные с помощью декупажа, оригинальные украшения и аксессуары для кухни и квартиры – все то, что поможет вам обновить интерьер без лишних затрат, сделав его ярким и запоминающимся! Фото декора квартир, собранные на страницах нашего сайта – это кладезь необычных идей для оформления вашего жилища. Пожалуй, не существует более разнообразных вариантов преображения помещений, чем декор. Он включает в себя множество способов украшения интерьера: роспись стен и мебели; каменные и кованые элементы; витражи; резной декор; украшения из макраме и ручной вышивки; цветочные композиции и многое другое. Декор вовсе не обязательно должен быть дорогим. Для обновления, к примеру, гостиной вполне достаточно заменить текстиль (шторы, пледы, скатерти), украсить стены и полочки парой новых украшений (картин и фигурок) сходной с текстилем стилистики, а вместо привычного журнального столика из дерева использовать забавный пуф броского оттенка – «живой» и красочный интерьер готов. Элементы декора в интерьере занимают главенствующие позиции. Мельчайшие детали способны в корне преображать пространство. Вот почему так важно, чтобы окружающий декор был для вас приятен и позволял чувствовать себя комфортно. Ищите вдохновение, творите и получайте от этого удовольствие вместе с нами.

Сегодня Санкт-Петербург известен всему миру благодаря великолепным историческим, культурным и архитектурным памятникам. Многие из них несколько веков назад были построены вовсе не в черте города. Шикарные окрестности Северной столицы у туристов вызывают огромный интерес. Сегодня вы узнаете о Китайском дворце в Ломоносове. Часы работы ансамбля, его адрес, исторические сведения и прочая полезная информации - все это будет представлено в статье.

Город Ломоносов, или, как его называли раньше, Ораниенбаум, расположился в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Именно в этом месте находится прекрасный музей-заповедник, где хранятся архитектурные шедевры, принадлежащие к XVIII веку. Отправляйтесь на экскурсию в Ораниенбаум и Китайский дворец вместе с нами.

Исторические сведения

На берегу Финского залива когда-то бывал ближайший помощник Петра Великого - Александр Данилович Меньшиков. Именно в этом месте ему захотелось возвести свою загородную резиденцию, так как живописные земли и Финский залив произвели на него огромное впечатление. Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец. Своей роскошью он затмил даже дворец Петра Великого, который в тот период строился в Петергофе. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад. Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку.

Таким образом, все его имущество, а также дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме были переданы государству.

Спустя много лет, а именно в 1743 году, дочь Петра, императрица Елизавета, подарила этот дворец своему племяннику, который чуть позже прославился на весь мир как император Петр III.

Новый владелец отдал распоряжение построить ансамбль под названием "Петерштадт". В его состав вошли дворец, а также крепость.

С приходом к власти Екатерины Великой в пригороде стартовал очередной этап строительства. Государыня отдала приказ возвести в этом месте летнюю резиденцию. Затем в этих землях появился еще и прекрасный дворец под названием "Собственная дача".

Дворец князя Меньшикова

Как было написано выше, первым хозяином дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме был князь Меньшиков. Современники писали о том, что нет в Российской империи равного дворца по площади и роскоши. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим. Все дело в том, что монументальным дворец выглядит благодаря расположению на возвышенности. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. От фасада вниз идут террасы. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу. Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели.

Петр III приложил руку к дворцовому интерьеру. Так, Восточный павильон накопил в своем интерьере две сотни предметов японского и китайского фарфора. Поэтому данную резиденцию стали называть Китайским дворцом в Ораниенбауме.

Несколько слов о самом дворце

Начнем с того, что эту прекрасную резиденцию строили 6 лет. Она была возведена в 1768 году по проекту известного зодчего XVIII века Антонио Ринальди. Середина этого века является самым важным периодом в возведении Китайского дворца Екатерины Великой. Ринальди (итальянец по происхождению) был приглашен в Россию князем К. Разумовским. Здесь зодчий прожил много лет. В своих мемуарах он писал, что на русской земле он обрел вторую Родину.

Глядя на Китайский дворец в Ораниенбауме, туристы признают его шедевром русского зодчества. Этот дворец уникален. Поэтому заслуживает особого изучения.

Название Китайский дворец условно. Архитектура здания не имеет ничего общего с Китаем. Однако в некоторых комнатах имеются декоративные китайские элементы, которые можно свободно трактовать. В период XVIII века во дворце была собрана большая коллекция китайского фарфор, часть предметов коллекции сохранилась и сегодня.

Архитектурные элементы дворца

Китайский дворец (СПб) средний по размеру, имеет немного вытянутое здание. Внешне напоминает летний павильон в парке. Сегодня он окружен невысокими панелями из каменных плит, а также красивой декоративной решеткой из чугуна.

Перед фасадом здания разбиты маленькие партерные садики. Они уместно вписались в общую композицию постройки и по замыслу зодчего Ринальди стали неотъемлемым элементом дворца. Данную роль играют также и огромные старинные дубы, которые были посажены еще при постройке здания.

Таким образом, складывается впечатление, что дубы связывают Китайский дворец с большим парком. Центральная часть дворца завышена. Его лицевая сторона украшена пилястрами, а двери и окна обрамляет лепнина.

Перестройка XIX века

По замыслу князя Меньшикова и Екатерины Великой, Китайский дворец был одноэтажным. Центральная часть на втором этаже имела одно или два помещения, которые не имели декора. Но в середине XIX века облик здания меняется. Появляется второй этаж. Перестройка проходит под руководством А. Штакеншнейдера. Спустя некоторое время к восточной части здания он добавляет пристройку в виде одной комнаты. Это Большая антикамера, примыкающая к залу Муз.

Пройдет еще несколько лет и в 1853 году Л. Бонштедт пристроит к западному крылу здание - ещё одну комнату, а также реконструирует центральную часть южного фасада. Так появится застекленная галерея.

Внутренняя архитектура дворца

Китайский дворец в Ораниенбауме (Санкт-Петербург) был построен таким образом, что объемы, внешний облик, а также пропорции отдельных частей здания определили размещение внутренних помещений. Каждая комната имела свое предназначение.

Надо отметить, что все дворцы того периода строились именно по этому принципу. Для дворца характерны симметричность и композиционная уравновешенность. Интерьеры, то есть комнаты, расположились по одной оси. Этот принцип постройки называют анфиладной системой. Она присуща Екатерининскому дворцу, Петергофу и другим императорским резиденциям.

По задумке архитектора, центром симметрии является Большой зал, высота которого достигает 8,5 метра. Эти парадные залы имеют еще одно название - итальянские. Они выполняют организующую функцию планировки резиденции. Слева и справа от Большого зала находятся Голубая и Сиреневая гостиные, а также есть два кабинета - Стеклярусный и Малый китайский. С одной стороны анфилада ограничена залом Муз, а с другой - Большим китайским кабинетом.

Особенности элементов архитектуры дворца

Китайский дворец в Ломоносове возводился в период, когда отечественное зодчество находилась на этапе перехода от одной манеры к другой. Те декоративные приемы, которые использовали в середине XVIII века, перестали быть востребованными, а складывающийся классицизм еще не сформировался в искусстве архитектуры.

Таким образом, лицевая сторона фасада дворца стала ярким примером данного периода. Изначально планировалось придать ей декоративности и пышности. Однако эти качества уступили свое место лаконичности и простоте художественной отделки. Ведь для классицизма характерны строгость и простота. Китайский дворец возводили искусные мастера тех времен: лепщики и позолотчики, мозаичисты и паркетчики, мраморщики, а также резчики по дереву и другие талантливые ремесленники.

После революции (в 1917 году) Китайский дворец превратился в музей. Он был открыт для всех желающих. В эти годы появилась возможность провести научную обоснованную реставрацию, а также начать грамотное хранение художественных ценностей дворца. В период с 1925 по 1933 гг. художники проводили масштабную работу по восстановлению декоративной живописи.

Уникальный паркет

Снимки китайского дворца часто встречаются в глянцевых журналах России. Но его шикарное убранство волнует исследователей русского искусства даже за рубежом. Именно поэтому мы вам расскажем, в чем заключается уникальность паркетного пола музея.

Все дело в том, что 772 квадратных метра площади дворца были выложены паркетом, который собрали как из отечественных, так и заморских пород дерева. В их число входят розовое, лимонное, черное, красное дерево, а также самшит, амарант, палисандр, персидский орех и многие другие виды. В некоторых залах исследователи насчитывают более 15 видов.

Паркет Китайского дворца очень ценится, так как по своему замыслу и манере выполнения в нашей стране ему нет равных. Оказывается, деревянные планки приклеивали на отдельные щиты в форме различных узоров. Затем мелкие детали к орнаменту выжигали либо вырезали. Каждая комната имела свой интерьер, поэтому рисунок паркета привязывался к общей концепции помещения.

Нижний сад дворца

А мы с вами покидаем роскошные кабинеты Китайского дворца и направляемся в парк летней резиденции Екатерины Великой. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца. В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип. Садовники высадили различные плодовые деревья, в их число вошли вишни, яблони, груши и так далее. По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора.

Координаты и режим работы Китайского дворца в Ораниенбауме

Адрес: город Ломоносов, Верхний парк 7.

Кассы работают в режиме: с 10:30 до 17:00 ч.

Время посещения комплекса: 10:30 - 18:00 ч.

Стоимость билета для взрослых - 500 рублей.

Стоимость билета для школьников и студентов - 300 рублей.

Бесплатный вход для ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий лиц.

Помните, что двери дворца для посетителей открыты только в сухой и солнечный день.

В заключение

Мы с вами познакомились с одной из прекраснейших резиденций, которая была возведена в период правления Петра Великого, то есть более трехсот лет назад. Достопримечательности Ораниенбаума поражают всех и каждого. Они удивляют посетителей не только красотой и масштабностью, а также тем, что хранят в своих стенах дух прошлых эпох.

Во времена Петра I придворным служащим (первый генерал -губернатор Санкт-Петербурга) Меньшиковым был построен китайский дворец в местечке с интересным названием "Ораниенбаум". До сих пор неизвестно, какие мотивы побудили назвать его "померанцевым деревом" (от germ. "Oranienbaum" - апельсиновое или померанцевое дерево). В настоящее время дворец является частью дворцово-паркового ансамбля и числится в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

История

Первое упоминание об Ориенбауме относится к 1710 г., когда Меньшиков А. Д. решает обустроить дворец с парком недалеко от Кронштадта на территории современного городка Ломоносов (пригород Санкт-Петербурга).

Архитектурный проект был задуман под парадную резиденцию у моря, встречающую своих гостей прекрасным панорамным видом.
На подаренной Петром земле с впадающей в залив рекой Караста начинают работу главные архитекторы усадьбы Шедель и Готфрид.

Позже владение переходит в пользование Петру III. На территории парка возводится “потешная” крепость Петерштадт.
После дворцового переворота в 1762 г. для Екатерины II на территории усадьбы строится Собственная дача в стиле рококо. Дополнением ансамбля и является китайский дворец. Такое название ему дали благодаря модному на тот момент стилю шинуазри (архитектура Китая).

Архитектором здания становится Антонио Ринальди. Территория дворца обустраивается как дача для увеселений. Сама Екатерина после переворота объяснять свои мысли так: “Мне пришла фантазия развести себе сад в Ораниенбауме... Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко. В разбивке сада мне помогал ораниенбаумский садовник Ламберти."

Основные работы заканчиваются в 1775 г. Дворец украшается Катальной Горкой и Каменным Зало, ставших своеобразным придворным аттракционом.

В 1831 г. хозяином усадьбы становится 4-ый младший внук Екатерины II Михаил Павлович.

В конце XVIII - начале XIX века внутреннюю реставрацию осуществляют под руководством Прейса, Руски (замена полов и реконструкция стен).

В середине XIX века южная часть фасада обрамляется вторым этажем по проекту Штакеншнейдера и Бонштедта. На первом этаже появляется застекленная галерея и антикамеры по бокам.

В 1925 г. Китайский дворец обустраивают под музей. В 1935 г. музей становится режимным объектом культурного наследия СССР, попасть на территорию которого практически не удаётся. В годы войны охрану объекта осуществляется стрелковой дивизией Калинина под руководством Сафонова. Все ценности эвакуируются в Новосибирск, Сарапул и Ленинград (Исаакиевский Собор). Дворец частично разрушается от попадания немецкого снаряда в окно 2-го этажа, разбиваются окна и армия пытается спасти остатки имущества.
Музей возобновляет функционирование уже в 1946 г. и принимает гостей с распахнутыми дверями.

В последующие годы здание постоянно реставрируется. В 2007 г. гостям открывают 4 новые зала. К 2023 г. собираются полностью отреставрировать музей.

Залы дворца

Несмотря на то, что дворец выполнен в китайском стиле, внутреннее наполнение изобилует европейским декором. Убранство залов дополнено живописными полотнами и массивными скульптурами. Всё это идеально сочетается с общей композицией: орнаментной лепкой, росписью стен, позолотой, резьбой, изысканным паркетом и облицовкой.

Передняя

Передняя (южный фасад) раньше являлось вестибюлем при входе го дворец. Имеет форму квадрата. Ее стены украшены холстами, расписанными маслом. В старые времена на их месте красовались работы итальянского художника Торелли. На прилегающих к входу стенах имеется орнаментная роспись Бороцци, выполненная в виде пучков зелени и цветов.

Завершающей нотой дизайна являются лепной потолок и наборный паркет с рисунком, повторяющим аналогичный со времен правления Екатерины II. Интерьер дополняют два резных позолоченых стола.

Гардеробная

Гардеробная комната вначале использовалась по назначению. Она располагается сразу за Передней и соединяет южную часть с парадным входом. На стенах можно увидеть два пано, выполненных в жанре мифологии. Несмотря на то, что автор неизвестен, их до сих пор называют “Венера и Марс" и " Геркулес и Омфала". В зале также имеется камин, стены над которым украшены резьбой с позолоченной лепниной.

Рисунок паркета до наших дней не сохранился, сейчас пол украшен геометрическим узором. Потолки (падуги) выполнены в стиле гризайль.

Розовая гостиная

Зал получил свое название по цвету холстов, заменивших былую роспись стен 1894 г. Когда-то это было детской комнатой Павла, сына Екатерины II. В 1767 г. игровая была расписана Бароцци на тему римских развалин Геркуланума. Сейчас на стенах зала висят копии и оригиналы портретов правительницы.

Штофная опочивальня

Такое название парадная спальня получила из-за бледно-зелёного оттенка штофа на стенах. Сам рисунок штофа напоминает кручёные посеребренные линии цветами различных оттенков. Мебель и камин также обтянуты тканью аналогичного типа.

Одна часть спальни (альков) портретом Павла в детстве и военной атрибутикой екатерининской эпохи. В другой части комнаты расположены шедевры рукоделия - вышивки синелью и стеклярусом по соломке. Они выполнены русскими мастерицами на французский манер. Там же можно увидеть картины повседневного быта на природе, оформленные в деревянные рамы с золотой аппликацией.

Будуар

Раньше на месте будуара располагался Живописный кабинет. Его стены полностью были затянуты картинами (на холсте). Сейчас комната украшена резными пано с живописью Ринальди (в орехе). Там же можно наблюдать полотна Якопо Гуарана с простыми названиями "Живопись", "Музыка", "Драма".

Кабинет Павла

Это небольшое помещение, которая в 19-20 веках использовалась как ванная. Сейчас стены кабинета украшены росписями на холстах. Имеются небольшие картины с пейзажами и иероглифами, оформленные в причудливые рамки. Необычным представляется потолок в виде полусферы.

Зал муз

Является наилучшим творением дворца. Он открывает анфиладу всех остальных залов. При создании интерьера было задумано рассказать о содружестве искусств. Помещение имеет овальную форму множество больших окон по периметру. Именно поэтому в 18 веке его называли Живописной Галереей.

Изначально зал получил свое название из-за 9 муз, нарисованных на стенах комнаты: Каллиопа, Урания, Терпсихора, Эвтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Полигимния, Эрато. Все музы изображены в простенках между окнами и обрамлены в лепной орнамент. Интерес представляют и мраморные статуи Клеопатры, Лукреции, а также композиция "Мальчик на дельфине".

Голубая гостиная

До 1860-х гг. стены зала были отделаны шёлковый голубой тканью. Поэтому он и получил название Голубой. Позже обветшавшую ткань заменили на полотна Бейдемана, Альбани, Ван Дейка. В основном это были копии эрмитажных картин. Например, "Мадонна с куропатками", "Похищение Европы". К настоящему времени сохранилась только часть убранства зала.

Стеклярусный кабинет

Является самым знаменитым залом во дворце и сохранил подлинную отделку в первозданном виде, как это было ещё при к Екатерине.
Помещение оборудовано 12 стеклярусными холстами. Сам стеклярус изготавливался на мозаичной фабрики недалеко от Ораниенбаума в местечке Усть-Рудица.

На картинах изображены фантастические птицы, бабочки и растения. Они были вышиты русскими золотошвеями под руководством французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (Шен). Автором явился всё тот же любимый Екатериной Бароццо. Вкупе с изящным оформлением стен, потолков и полов кабинет считается уникальным творением той эпохи.

Большой зал

Большой зал был задуман Екатериной центром дворца. Несмотря на то, что он предназначался для проведения различных балов и приёма гостей, его отделка выполнена строгой форме. Иногда его еще называют Круглым, т.к. он имеет овальную форму. Стены обработаны декоративным мрамором различных оттенков, завершают интерьер мраморные колонны.

Здесь также можно встретить барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Работу выполнила ученица Фальконе по заказу Екатерины Колло М.А. В зале имеется большой камин, над которым помещено 2 пано "Похищение Ганимеда" и "Юнона" Торелли. Над дверью в парадную висит картина неизвестного итальянского художника под названием "Селена и Эндимион".

Потолочное перекрытие полностью выполнено лепным декором. Это переплетение ветвей, гирлянд из цветков, миниатюрных венков и даже птиц.

Штукатурный покой

Штукатурный покой выполнен полностью в стиле рококо. Стены его окрашены в в лиловый цвет, поэтому его также называют Сиреневой Гостиной. Также присутствует золоченая лепка на стенах и потолке, отсюда и название "штукатурный", обильно украшенный. Интерьер дополняют картины на любовную тему. Потолок имеет форму купольного свода (эллипс).

Информация для посещения

  • Режим работы: летний период с 26 мая по 30 сентября;
  • Время экскурсий: с 10:30 до 18:00 (за исключением индивидуальных);
  • Выходные дни: понедельник и последний вторник каждого месяца;
  • Стоимость билетов (2018 г.): 200-500 руб. (бесплатно для детей до 16 лет).
  • Дворец строился полностью под руководством итальянского зодчего-архитектора Антонио Ринальди, которого пригласил в Россию граф К.Г. Разумовский. Впоследствии Россия стала для Ринальди вторым домом и родиной.
  • Всего в китайском дворце насчитывается 17 комнат. Кабинет Екатерины, Малый и Большой китайский кабинет, Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Туалетная - дополняют список залов для посещения.
  • Во времена Екатерины дворец также называется Голландским домиком. Первоначально он имел небольшие размеры и из-за обилия деревьев, кустарников и цветов совершенно неожиданно представал перед гостями.
  • Все спальные зала Екатерины II и Павла никогда не использовались для сна. Обычно гости приезжали полюбоваться на роскошь и дизайн ее творения. В приемных они танцевали, играли в карты и развлекались. А спать уходили в Меньшиковский дворец, расположенный неподалеку.
  • Чтобы оформить зал в китайском стиле специально ездили в Китай и Японию за фарфором, картинами, мебелью и материалами. Дворец особо знаменит своими паркетными полами, который некогда заменили мраморные. Для этих целей было использовано дерево более чем 20 пород, в том числе, самшит, амарант, черное и коричневое дерево, орех персидский. Внешне дворец ничем не напоминает китайский. Кроме того, это единственный дворец в России в стиле рококо.
  • Особый интерес в интерьере дворца представляют плафоны, расположенные на потолке. Однако это не те плафоны, о которых мы привыкли слышать в современном мире, а холсты, спроектированные венецианскими художниками и мастерами специально для облицовки потолка по заказу Екатерины. Каждый из них имеет свое название, а исполнение не один раз становилось предметом споров между гостями и фаворитами (мифология, аллегория, пасторали).

Среди них наиболее известны:

  • Аполлон и Искусства (Торелли),
  • Суд Париса (Бароцци),
  • Диана и Аврора (Дицциани),
  • Математика (Дицциани),
  • Урания, обучающая юношу (Маджотто),
  • Время, похищающее Истину (неизв.),
  • Отдых Марса (Тьеполо),
  • День, прогоняющий Ночь (Торелли),
  • Встреча Орфеем Солнца (Цуньо).

Некоторым туристам удавалось увидеть и даже пообщаться с призраками. Последним владельцем дворца был герцог Мекленбург-Стрелицкий. Он скончался накануне Революции, а его маленькая дочь спустя несколько месяцев. С тех пор прохожие часто слышат стук детских каблучков в парке.
Другие же видят силуэты людей, облаченных в старинные наряды и треуголки, а также призрачные прозрачные фигуры.

Китайский дворец в Ораниенбауме являлся приёмной резиденцией Екатерина и ее наследников. Все наброски и эскизы царицы воплотились в реальность благодаря корректировкам и поправкам итальянца Антонио. Усадьба представляет интерес для туристов-охотников за идеями старины, а также любителей садово-паркового искусства.

Санкт-Петербург славится дворцами и парками, расположенными не только в нем самом, но и в его окрестностях. Так, одной из архитектурных достопримечательностей этого края является Китайский дворец в «Ораниенбауме», интересный своей историей, внешним и внутренним убранством.

Где находится Китайский дворец в Ораниенбауме?

Населенного пункта Ораниенбаум с 1948 года уже нет, поэтому желающие посетить Китайский дворец столкнутся с проблемой, как доехать до него. На самом деле все очень просто, следует ехать в город Ломоносов. Так как этот городок является одним из и находится всего в 40 км от него, то туристам следует сначала приехать в северную столицу, а потом на автобусе, электричке, маршрутке или пароме доехать до дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Существует несколько вариантов:

  • от станции метро «Автово» - автобус №200 и маршрутки №424а и №300;
  • от станции Балтийского вокзала – электричка;
  • от станции метро «Проспект Ветеранов» - маршрутка №343;
  • из порта: паром Санкт-Петербург – Кронштадт – Ломоносов.

Найти Китайский дворец можно в западной части Верхнего парка (или Собственной дачи), в конце Тройной липовой аллеи.

Чем интересен Китайский дворец?

Это изящное строение было создано как личная резиденция императрицы Екатерины II и ее сына Павла. Китайский дворец был возведен в 1768 году по проекту Антонио Ринальди в стиле рококо, но с использованием в интерьере китайских мотивов и произведений искусства этой страны, за что и получил свое название.

Северная часть фасадов практически полностью сохранилась в первозданном виде, несмотря на достройку второго этажа, в то время как южная сторона была полностью изменена.

Внешне Китайский дворец достаточно простой, но его интерьер поражает посетителей своим многообразием и богатством. Среди внутренних помещений большой интерес вызывают.


Крепость Святого Петра, сооруженная в восточной части усадьбы в 1757 году, спустя два года преобразовали в крепость Петерштадт. В плане крепость представляла собой четырнадцатиконечную звезду с четырьмя бастионами, окруженную земляными валами и рвами, наполненными водой. Крепость площадью два гектара дополнялась сложной системой дополнительных укреплений. Находящийся рядом с северным фронтом пруд получил название «Увеселительное море». Здесь разыгрывались морские баталии с участием боевых судов: двенадцатипушечного корабля «Ораниенбаум», фрегата «Святой Андрей», галер «Святая Екатерина» и «Елизавета».
На территории крепости располагались арсенал, казармы для артиллерийских, драгунских полков и кирасирских трубачей, дома для офицеров и командиров полков, гауптвахта, сараи для лошадей и экипажей, цейхгауз.
В России традиция потешных баталий и строительства крепостей для военных забав наследников престола появилась при Петре I. Созданные им Семеновский и Преображенский полки исполняли роль потешных войск, а впоследствии стали основными частями гвардии.
Петр Федорович для участия в военных играх пригласил полки Шлезвиг-Голштинского герцогства, откуда он был родом.
Из записок Екатерины II становится понятно, что она к приглашению голштинцев относилась отрицательно:

…число голштинскаго войска и авантюристов, которые занимали там офицерския места, увеличивалось из года в год.

Солдаты Ингерманландскаго полка говорили: "Вот мы стали лакеями этих проклятых немцев". Дворцовые лакеи говорили: "Нас заставляют служить этому мужичью". Когда я увидела и узнала, что происходит, я твердо решила держаться как можно дальше от этой опасной ребяческой игры.

Численность голштинского гарнизона доходила до 1500 человек. Строительством крепости Петерштадт руководили голштинский мастер Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Крепость занимала два гектара.
На территории крепости находился дворец Петра III, предназначенный для его отдыха после военных занятий.

Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появилась дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям.

Первый этаж дворца был служебным. На втором этаже сохранилось несколько парадных помещений. Дворец построил архитектор Антонио Ринальди.

На доспехах изображена обезьянка. Известно, что у Петра Фёдоровича была Елизавета Воронцова обезьянка, возможно, что это она:

Как и положено, в крепости должна быть потайная лестница:

В этом скромном доме Петр III жил до самого ареста. Здесь 28 июня 1762 года он подписал отречение от престола, был арестован и увезен в Ропшу, где вскоре скончался от геморроидальных колик.

С течением времени деревянные постройки крепости пришли в ветхость и в конце XVIII века были разобраны. На сегодняшний день сохранились только остатки земляных валов, небольшой дворец и парадные въездные ворота:

Макет крепости:

Вот как в своих записках Екатерина II вспоминала о жизни в Ораниенбауме:

Вообще мне и всем нам опротивела скучная жизнь, которую мы вели в Ораниенбауме, где нас было пять или шесть женщин, которыя оставались одне с глазу на глаз с утра до вечера, между тем как мужчины, со своей стороны, скрепя сердце упражнялись в военном искусстве.

Вот образ жизни, какой я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились -- он, я, лягавая собака и рыбак, который нас - вез -- в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумскаго канала, который на две версты уходит в море. Мы огибали часто этот канал и следовательно находились иногда в довольно бурную погоду в открытом море на этом челноке. Великий князь приезжал через час или два после нас, потому что ему надо было всегда тащить с собою завтрак и еще не весть что такое. Если он нас встречал, мы отправлялись вместе; если же нет, то каждый из нас ездил и охотился порознь. В десять часов, а иногда и позже, я возвращалась и одевалась к обеду; после обеда отдыхала, а вечером или у великаго князя была музыка, или мы катались верхом.

Для своих комнат в этом дворце я все покупала на свои деньги, во избежание всяких споров и затруднений, ибо Его Императорское Высочество, хотя и очень был мотоват на все свои прихоти, но жалел денег на все, что меня касалось, и вообще вовсе не был щедрым; но так как то, что я делала для своих комнат на собственный кошт, служило к украшению дома, то он был очень этим доволен.

Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме и, так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство во сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом; так как этот кусок земли принадлежал восьми или десяти членам их семьи, то они охотно мне его уступили, не получая от нея, впрочем, никакого дохода. Я начала делать планы, как строить и сажать, и, так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные размеры.

Самое лучшее, что есть в Ораниенбауме – это Собственная дача, которую построил Ринальди в 1762-1774 годах для Екатерины II. Собственная дача стала третьим дворцово-парковым ансамблем (после Меншиковского дворца и Нижнего парка; крепости Петерштадт и Петровского парка вокруг неё).
Вступив на престол, Екатерина II распорядилась отпустить на строительство Собственной дачи 10 тыс. рублей и разрешила А.Ринальди приглашать первоклассных русских и западноевропейских мастеров. С их участием по чертежам и рисункам А.Ринальди был построен непревзойденный по красоте интерьеров Китайский дворец (1762-1768).

Название "Китайский дворец" впервые упоминается в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли "голландский домик" (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), "домик, что в Верхнем саду", "домик маленький". Название "Китайский" возникло потому, что ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты) декорирован в духе китайского искусства или с использование подлинных произведений искусства Китая и Японии.

В прошлом году в Эрмитаже выставляли отреставрированный Стеклярусный кабинет из Китайского дворца http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2010/hm4_1_263.html .
С сайта Эрмитажа:

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа.
Первоначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили наборным паркетом с сохранением прежнего рисунка .
Китайский дворец является единственным в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII – середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

Над прудом, у южного фасада дворца установлены мраморные и бронзовые статуи персонажей античной мифологии – копии с античных оригиналов.

На заднем плане пергола:

В Китайский дворец мы не попали, так как там нет отопления, поэтому на зиму его закрывают. В утешение нам сообщили, что сейчас во дворце кроме Стеклярусного кабинета открыты всего два зала. Остальные на реставрации. В советское время дворец был открыт полностью. Хоть там было довольно обшарпано, но зато можно было всё посмотреть.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Сирень амурская описание Сирень амурская: ботанические характеристики вида
Правильно выбранная почва — залог хорошего урожая смородины Разведение делением кустарника
Стул: устройство, материалы и элементы, схемы, разные виды для взрослых и детей